Понятие о характере. Личность и характер, его структура и акцентуации. Условия формирования характера
Понятие о характере. В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка», Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными и закономерными. Характер – это индивидуальное сочетание главных свойств личности. Однако не всякую индивидуальную особенность человека относят к чертам характера. Например, такие индивидуальные особенности, как наличие или отсутствие музыкального слуха, обладание эйдетической зрительной памятью или отсутствие таковой не являются свойствами характера.
Поэтому под характером в психологии понимают такую совокупность индивидуальных психологических свойств, которая проявляется: а) в типичных для данной личности способах поведения в тех или иных ситуациях; в) в устойчивых отношениях, т.е. индивидуальных, избирательных связях индивида с различными сторонами своей личности и окружающего мира. Обратите внимание: отношения могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Отношения, входящие в поверхностные слои структуры личности, в той или иной степени непрерывно изменяются. Те же отношения, которые находятся в ядре нашей личности, являются более статичными и мало подвержены изменениям. Именно эти отношения являются главными для понимания индивидуального своеобразия характера. В психологии выделяется четыре системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности:
· свойства, выражающие отношение личности к себе (самолюбие, самоуважение, эгоизм, честолюбие, тщеславие, гордость);
· свойства, выражающие отношение к людям (доброта, альтруизм, требовательность, заносчивость);
· свойства, выражающие отношение к делу (трудолюбие, лень, усидчивость, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду);
· свойства, выражающие отношение к обществу, природе, миру.
Эти отношения личности взаимосвязаны между собой. Последнее означает, что каждое отношение возникает и развивается в единстве с другими отношениями: при изменении одного меняются и все другие. Именно этим определяется взаимная связь свойств характера и его целостность. Так, например, свойства, выражающие отношения к другим людям, находит выражение отношение личности к самой себе. Скажем, самоуверенность или неуверенность в себе оказывает влияние на то, как мы относимся к другим. Итак, отношения человека к разным сторонам действительности и к самому себе не существует сами по себе и независимо друг от друга. Более того, не существует ни одного свойства характера, которое зависело бы исключительно лишь от определенного отношения личности. В этом проявляется, с одной стороны, целостность и системность самого характера, а с другой – тесная его взаимосвязь со всеми аспектами личности. Характер не надстраивается внешне над личностью, а выступает её важным внутренним образованием. Поэтому раскроем более конкретно вопрос о взаимосвязи личности и характера.
Личность и характер. Характер, занимая определенное место в общей структуре личности, взаимосвязан и с другими её сторонами: с темпераментом, способностям, волей.
Место характера в общей структуре личности определяется тем, что:
· характер – это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная: развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления;
· человек как личность не сводим к характеру: личность определяется прежде всего той общественной деятельностью, которую она выполняет. Человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или неуживчивым характером;
· характер и личность тесно связаны между собой: чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность в целом, больше влияет на её поведение (так, демонстративный тип акцентуации накладывает отпечаток на формирование художественного типа личности).
Связь темперамента и характера не носит однозначного и упрощенного характера. Последнее проявляется в том, что:
· темперамент, с одной стороны, определяет динамические особенности характера (так, холерический темперамент может лежать в основе динамики гиперактивного характера);
· однако при одних и тех же динамических особенностях психики (т.е. свойствах темперамента) возможны различные типы характера. Так, например, вспыльчивым можно быть и по причине холерического темперамента, и из-за невоспитанности. Или спокойствие и сдержанность является проявлением не только флегматического темперамента, но сформированности у человека определенного характера;
· существуют черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента: честность, доброта, вежливость или наоборот, лживость, жадность, грубость;
· темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется (маскируется) под воздействием определенных черт характера.
Связь способностей и характера обнаруживается в следующем:
· формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность происходит в той же деятельности, в которой формируются и способности. (Одновременно развивается, например, способность к труду и трудолюбие как черта характера);
· высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как вера в свои силы и возможности, высокая требовательность к себе и самокритичность;
· способ реализации человеком своих способностей зависит от характера: нередки случаи, когда способные люди ничего не достигают из-за своего характера.
Связь воли и характера проявляется в том, что:
· воля – это есть сила характера, формирует такие его черты, как твердость, решительность, настойчивость, умение и привычка сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели;
· воля – это и содержательные особенности характера: решительность, настойчивость, мужество и самообладание ценны не сами по себе, а в связи с отношением человека к самому себе, другим людям, труду, обществу в целом, его материальным и духовным ценностям.
Структура характера
Структура характера определяется свойствами, которые выражают его цельную, системную природу. Структурные свойства характера вне его системы отношений не существуют. Раскроем их:
1. Степень глубины: к более глубоким свойствам характера относятся те отношения, которые определяют главные, занимающие центральное место в структуре личности. У одних это могут быть отношения к труду, у других - отношения к себе, у третьих – отношения к другим людям и т.д. Глубокие свойства характера притягивают подобно магниту к себе все остальные его свойства, создавая ему качество целостности.
2. Сила или активность характера определятся тем, насколько свойства характера позволяют человеку сохранить свою независимость, автономность и целостность, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и условия. По этому показателю проводят различие между людьми с сильным и слабым характером.
3. Степень устойчивости и изменчивости (пластичности) характера. Устойчивость необходима человеку, чтобы сохранить свою целостность вопреки противодействующим жизненным условиям. Если характер не обладает устойчивостью и индивид вынужден, каждый раз при изменении внешних условий менять его, то он может в конечном счете не раскрыть себя как личность, не реализовать свои способности и дарования и в конечном счете потерять интерес к жизни.
4. Однако необходимым условием развития личности выступает и пластичность её характера. Представьте себе человека, имеющий настолько устойчивый характер, что он у него не меняется до такой степени, что вызывает различные самоограничения и узость интересов и притязаний, а также создает проблемы в общении с окружающими.
Отметим главное: степень устойчивости и пластичности всегда имеет индивидуальное своеобразие, обнаруживая себя как свойство структуры характера в целом. Так, говоря об устойчивости, необходимо учитывать, какие свойства характера являются главными для той или иной личности, а также насколько этот индивид имеет сильный характер. Имеется немало случаев очень серьезной, иногда коренной перестройки сложившегося характера. Но какие бы преобразования не претерпевал характер в жизни человека, он обычно сохраняет устойчивость в основных, наиболее общих своих особенностях.
Однако, говоря о структуре характера, необходимо видеть его относительную целостность. И обусловлено это тем, что системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях может быть присуще качество цельности (цельный, гармоничный характер), в других случаях – качество дисгармонии (акцентуации).
Акцентуации характера
Что же включается в понятие «акцентуации характера»? Акцентуации – дисгармоничность в развитии характера, проявляющееся в чрезмерном, не выходящем за пределы нормы, усилении отдельных черт характера, что затрудняет адаптацию личности к некоторым жизненным ситуациям, делает её уязвимой к ним.
Типы акцентуации (выделим плюсы (+), минусы (-) и труднопереносимые ситуации для каждого типа характера).
1. ГИПЕРТИМНЫЙ ( постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин, а также высокая активность и стремление к деятельности):
+ общительность, энергичность, преобладание позитивных эмоций, инициативность, дружелюбие;
- импульсивность, необдуманность поведения, необязательность, легкомыслие, раздражительность, тенденция к завышенной самооценке.
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации подчинения строгим дисциплинарным правилам;
б) ситуации, создающие препятствия неформальному общению и свободному контакту с окружающими;
в) ситуации, не позволяющие проявлять инициативу, особенно в условиях однообразной, монотонной деятельности.
2. ДИСТИМИЧЕСКИЙ, ( антипод гипертимному характеру).
+ серьезность, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность;
- замкнутость и неспособность улавливать настроение окружающих, даже близких; недружелюбие, отсутствие эмпатии, раздражительность; имеет напряженную внутреннюю жизнь, стремление не раскрывать своих мыслей и чувств другим;
- концентрация на мрачных, печальных аспектах жизни.
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации смены сложившихся стереотипов, установок, привычек;
б) ситуации, требующие неформального общения;
г) ситуации, требующие активного участия в делах коллектива.
3. ЛАБИЛЬНЫЙ (эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроения по незначительным для окружающих поводам, внутренняя впечатлительность и склонность к глубоким переживаниям).
+ в период приподнятого настроения доброжелательны, общительны, способны к эмпатии и сопереживанию;
-очень частая и порою немотивированная смена настроения по несколько раз в день;
- в период подавленного настроения раздражительны, конфликтны, имеют слабый контроль за своими поступками и бурным проявлением эмоций;
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации, в которых ущемляется чувство собственного достоинства;
б) ситуации критики, сильной конкуренции;
в) ситуации наказания или страха.
4. СЕНСИТИВНЫЙ (высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций).
+ устойчивая привязанность в дружбе, глубокая возбудимость эмоций с преобладанием альтруистических чувств, способствующая пониманию других людей, а также способности к эмоциональной отзывчивости и состраданию, высокоразвитая эмпатия, мягкосердечие.
- застенчивость, в новой обстановке испытывают трудность в самоутверждении, частое возникновение чувства неполноценности и мнительности мешает самостоятельному решению жизненных проблем.
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации, требующие неоднозначного решения;
б) ситуации резких переходов от одних дел к другим;
в) ситуации лишения доверительного общения и возможности самораскрытия перед другими.
5. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ (повышенная тревожность по поводу возможных неудач, постоянное беспокойство, не имеющее объективных причин).
+склонность к самоанализу, самокритичность, рассудительность, ровное настроение, надежность в делах и чувствах;
- наличие навязчивых идей, нерешительность (всегда очень сильно сомневается в правильности избранного решения) и повышенная тревожность ведет к неспособности выполнять руководящие должности, требующих проявления собственной активности, нестандартности и риска.
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации, требующие самостоятельного решения при наличии нескольких вариантов своего развития;
б) ситуации, требующие выполнения заданий при отсутствии готовых инструкций и указаний;
в) ситуации быстрого перехода от одних задач к другим;
г) ситуации страха, беспокойства, психических нагрузок.
6. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ (ярко выраженная потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре своего окружения).
+ общительность, быстрота и легкость установления контактов с широким кругом людей, находчивость и способность адаптироваться к неожиданным и нестандартным ситуациям, самостоятельность и инициативность, способность осуществлять руководство, артистичность, живость воображения;
-эгоцентризм и ненасытная жажда постоянного внимания к своей личности и популярности, лживость, способность к интригам, неспособность посмотреть на себя со стороны хвастовство, имеют большие претензии относительно своего статуса и могут добиться желаемого, не имея ни авторитета, ни симпатии со стороны товарищей.
Труднопереносимые ситуации:
а) равнодушие и невнимание со стороны окружающих, недооценка заслуг;
б) непризнание и нелюбовь, «низвержение с пьедестала»;
в) ситуации одиночества и ограничения круга общения, а также однообразной жизни.
7. ВОЗБУДИМЫЙ (повышенная раздражительность, крайняя нетерпимость к окружающим, неадекватные вспышки гнева и ярости).
+ вне приступов гнева настойчивость в достижении поставленной цели; смелость, решительность, целеустремленность, работоспособность;
- агрессивность, неприязненное отношение к окружающим, стремление подавить личность другого, инициативность в агрессивных выходках, стремление завязывать конфликты, сопровождаемых иногда яростными аффективными реакциями и отклонениями в поведении;
- мышление отличается ригидностью, тугоподвижностью, неспособностью к гибкости и пластичности;
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации, ограничивающие возможность проявлять власть и своенравие (в притеснении других);
б) ситуации, требующие быстрого переключения мышления и принятия нестандартных решений.
8. ЦИКЛОИДНЫЙ (периодическая смена настроения).
+ проявление в период эмоционального подъема жизнерадостности, общительности, активности, повышенной работоспособности;
- в период эмоционального спада замкнутость, вялость, неуравновешенность, пониженная работоспособность, безразличие, обидчивость и придирчивость.
Труднопереносимые ситуации:
а) неожиданные ситуации, требующие смены жизненных стереотипов, ломки сложившихся традиций;
б) ситуации неудач и эмоциональных перегрузок.
9. ШИЗОИДНЫЙ, (аутистический, интровертированный).
Позитивные черты: серьезность, постоянство интересов и увлечений, способность к анализу, рассудительность, целеустремленность.
Негативные черты: холодность эмоций, неспособность к доверительному общению, замкнутость, имеет напряженную внутреннюю жизнь, слабая коммуникабельность, легко обходится без друзей, недружелюбие, отсутствие эмпатии, неспособность улавливать настроение окружающих, безразличие к делам и интересам других, раздражительность.
Труднопереносимые ситуации:
а) ситуации, требующие неформального общения, сопереживания;
б) ситуации смены сложившихся стереотипов, привычек и традиций.
10. ЗАСТРЕВАЮЩИЙ (высокая устойчивость сильных эмоций, длительность эмоционального отклика и переживаний, «застревание» на своих мыслях и чувствах).
+ устойчивость эмоциональных привязанностей, взглядов, способность к сохранению межличностных связей и отношений в течение длительного времени;
- болезненная обидчивость, злопамятность и мстительность, неспособность прощать оскорбление личных интересов и достоинства.
Труднопереносимые ситуации:
а) несправедливая обида, задетое самолюбие, препятствия к достижению честолюбивых целей;
б) деятельность, дающая ощущение зависимости и невозможности проявить себя.
Условия формирования характера:
· Развитие самосознания личности, так как отношение к себе, лежащее в его основе, определяет все виды других отношений, в которых обнаруживает себя характер. Поэтому формирование самосознания выступает тем первокирпичиком, из которого затем выстраивается все «здание» характера. На это положение хотелось бы обратить особое внимание, так как часто считается, что основы характера закладываются в раннем детстве, которые практически невозможно изменить в позднем возрасте. Однако в раннем детстве характер полностью не формируется, так как в этом возрасте у ребенка еще не сформировано самосознание. Поскольку самосознание личности продолжает складываться и развиваться и в старшем возрасте, то параллельно идет и процесс формирования характера.
· Более того, чем более развито самосознание индивида, тем более он способен к самовоспитанию, т.е. к изменению своего характера. Поэтому самовоспитание, участие самого человека в прогрессивном развитии своей личности – важное условие формирования характера. Именно человек, какими бы ни были объективные обстоятельства, участвует в выработке своего характера сам. Он ставит в нем последнюю точку.
· Межличностные отношения в детском саду, в школе, в семье, в трудовом коллективе, так как отношения к другим людям во многом определяет характер человека. В раннем возрасте у ребенка закладываются такие черты, как доброта, сострадание, способность к сопереживанию. Их появление во многом определяется степенью гуманности и доброжелательности межличностных отношений, в которых воспитывается ребенок. Он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверенным
· в том, что его любят родители и все, кто находится рядом с ним.
· Общение и психологическое влияние со стороны других людей в самых своих разнообразны формах формируют в человеке определенные черты характера. Более того, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характеры. В результате совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.
· Создание соответствующих жизненных ситуаций и организация необходимых способов поведения. Это обусловлено тем, что каждая черта характера проявляется и формируется только в определенных жизненных ситуациях, за пределами которых не представляется возможным воспитать нужные черты характера.
· Однако при формировании черт характера необходимо повышать уровень обобщенности соответствующих способов поведения в той или иной конкретной и единичной жизненной ситуации. Необходимым условием этого является расширение жизненного (социального) пространства заданного способа поведения. Например, для обобщения честности как важнейшего нравственного качества личности, нужно транслировать его на все возможные ситуации, связанные с необходимостью быть порядочным, надежным и правдивым человеком. В противном случае произойдет фиксация на какой-то конкретной ситуации. И тогда честность не сможет перерасти в черту характера. Согласитесь, трудно назвать человека честным, если соответствующее поведение распространяется лишь на какую-либо конкретную, единичную ситуацию.
· Использование положительной мотивации в качестве вознаграждения за всякие попытки и успехи ребенка в овладении заданным способом поведения. По мере становления той или иной черты характера ребенок начинает вести себя соответствующим способом не в силу внешнего принуждения, а в силу притягательности самого мотива. Это возможно лишь при условии появления позитивной мотивации, сопровождаемой положительными эмоциями.
· Особенности социальной среды: родители, воспитатели, учителя, люди из ближайшего окружения, средства массовой информации (прежде всего телевидение), писатели, режиссеры и т.п. Какова социальная среда, таково и её воспитывающее воздействие на ребенка, находящегося в ней. Любые отклонения в социальной среде порождают соответствующие деформации характера.
·