Фокус-группа как метод исследования в социальной психологии

Из лекции:
Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное интервью, которое проходит в форме групповой дискуссии и направлено на получение информации от ее участников по восприятию ими самых разных объектов.
Носит полустандартизированный характер. Фокус-группа занимает промежуточное положение между направленным (сфокусированным на проблеме) и ненаправленным (по свободной формой высказывания).
Преимущества:
1. Результаты оказываются гораздо более быстрыми и дешевыми;
2. Процедура естественна и проста;
3. Модератор активно использует метод наблюдения;
4. Возможность взаимодействия между модератором и интервьюируемым;
5. Можно менять последовательность и содержание вопросов по ходу – гибкость, следовательно, может быть использован для различных целевых групп и вопросов.
6. Открытый характер вопросов, следовательно богатый материал;
7. Комментарий одного человека влияет на других людей – получаем то, что не получим в индивидуальном;
8. Один из немногих методов получения информации от детей и малообразованных людей;
9. Если всё организованно верно респонденты чувствуют себя комфортно и более откровенны, т.к. работает группа и не он один.
10. Респонденты не обязаны отвечать на каждый вопрос, а тогда когда захотят. Они дают более полную картину.
11. Возможность проверить правильность проведения интервью
Недостатки:
1. Ограниченное число людей не позволяет переносить результаты на массы;
2. Ограничен контроль за ответами;
3. Высказывания не всегда независимы;
4. Требуется очень высокая квалификация модератора;
5. Сложность организации.
Группа создана искусственно, следовательно, это лабораторное исследование.
Главный методический прием – групповая дискуссия. Все усилия модератора направлены на создание и поддержание доброжелательной, комфортной атмосферы, чтобы люди были откровенны и импровизировали. Суждения общего типа должны меняться на общие формы (я считаю). Это не только исследование, но и тренинг – уметь высказать свое мнение и уважать чужое.
При организации фокус-группы нужно:
1. Определить её цель. Чтобы выяснит это: 3 вопроса: зачем проводим исследование, какую наиболее важную информацию хотим получить, кому нужна информация.
2. Важно определить участников
3. Сценарий и список задаваемых вопросов.
2,3 – самые важные вопросы, т.к. это определяет ту информацию, которую мы получим.
Когда нужна реальная, качественная картина с анализом, когда хотим понять, что происходит – нужна фокус-группа.

Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников "субъективной информации" о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например, материалы средств массовой коммуникации, рекламу, конкретные товары, осуществление тех или иных социальных, благотворительных программ, различных услуг и проч. Эта "субъективная информация", полученная от потребителей в ходе фокус-групп, является одной из форм обратной связи. Она дает возможность организаторам практической деятельности увидеть последнюю глазами потребителей, что помогает принятию адекватных решений по ее реализации. Таким образом, основные отличительные характеристики фокус-группы как исследовательского метода заключаются в том, что это групповое фокусированное интервью, которое проходит в форме групповой дискуссии и направлено на получение информации от ее участников по восприятию ими самых разных объектов.

Основные принципы и методики фокусированного интервью были разработаны Робертом Мертоном и Гертой Герцог в процессе их совместной работы: по заказу ряда военных ведомств они исследовали восприятие материалов пропаганды союзников. В 1956 г. Р. Мертон с соавторами весьма обстоятельно обобщили этот опыт в книге "Фокусированное интервью".

Метод фокус-групп начинает все шире применяться и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ. Весьма показателен пример использования фокус-групп для выяснения причин снижения числа желающих поступить в университет штата Миннесота среди выпускников школ из сельских районов. В ходе проведения с ними фокус-групп удалось выяснить, что их смущало слишком большое число студентов в университете, огромные размеры его зданий и всего университетского городка, где они просто боялись затеряться. (В рекламных проспектах университета всячески подчеркивались именно эти характеристики как его достоинства.) Анализ результатов фокус-групп заставил руководство университета изменить акценты в кампании по привлечению выпускников сельских школ, которые предпочитали учиться в небольших колледжах других штатов. В новых проспектах для сельских выпускников, например, всячески подчеркивалось внимательное и доброжелательное отношение к каждому студенту в университете, показывались небольшие уютные аудитории и комнаты в общежитиях, компактный студенческий городок сельскохозяйственного колледжа, отмечались преимущества совместной учебы с выходцами из сельских районов штата.

Сейчас, как отмечает известный специалист по методу фокус-групп Р. Крюгер, психологи и социологи как бы вновь открывают новаторскую для своего времени работу Р. Мертона и его коллег, которая практически оставалась без внимания почти тридцать лет. Такая недооценка метода фокус-групп, как и вообще методов качественного анализа, была в большой степени вызвана повальным увлечением количественными методами, общей тенденцией доверять только цифрам. Но вместе с тем росла потребность в более глубоком понимании человеческого опыта, который невозможно свести лишь к цифрам. Потребность в качественных методах анализа проявилась, в частности, в развитии социально-психологических экспертиз различных социальных программ. Не случайно достоинства качественных методов анализа упоминаются в последнем издании американского "Руководства по социальной психологии" лишь в новом разделе "Экспертиза программ".

В нашей стране применение метода фокус-групп началось с конца 80-х годов в нескольких направлениях. Наибольший опыт социально-психологического использования фокус-групп накоплен в Лаборатории прикладных социально-психологических исследований при кафедре социальной психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством О.Т. Мельниковой. Определенной разновидностью фокус-групп можно считать групповые интервью, проводимые в рамках "гуманитарной экспертизы", разрабатываемой под руководством А.У. Хараша. Хотя там не употребляется термин "фокус-группа", но, как свидетельствуют публикации, те "групповые беседы", которые используются в ходе гуманитарной экспертизы как один из источников информации, по существу являются своеобразными фокус-группами. В 70-е годы метод групповой дискуссии использовался в Эстонии для исследования аудитории газеты "Эдази" в Тарту. Примечательно, что в 1991 г. впервые на русском языке была опубликована уже упоминавшаяся известная книга Р. Мертона, М. Фиске, П. Кендалл "Фокусированное интервью".

Подводя итоги всему сказанному выше, можно отметить следующее:

1. Фокус-группы включают гомогенный состав незнакомых людей, вступающих в межличностное взаимодействие в ходе групповой дискуссии.

2. Цель фокус-групп — получение не количественных, а качественных данных в ходе групповой дискуссии.

3. Фокус-группы являются качественным подходом к получению необходимых данных, который характеризуется естественными условиями и использованием индуктивных методов.

8. Семантический дифференциал в системе методов социальной психологии.

Лекция

Семантический дифференциал – метод измерения коннотативных значений, указывающих на субъективные индивидуальные ценностные моменты в противопоставление общепринятому объективному (денотату). Это качественный и количественный метод шкалирования. Он показывает, насколько предмет обладает тем или иным качеством. Основатель – Ч.Осгуд.

Представляет собой шкалу от 3 до 3, где:

0-нейтральность

1- Низкая степень

2- Средняя степень

3- Высокая степень

Что дает метод? Мы измеряем реакцию индивида, определяем степень этой реакции.

Эффективен, когда мы изучаем стереотипы, эмоц отношения, соц представления, субъективно-личностный смысл, ценностные ориентации, выявления имплицитной теории личности, соц установки.

Из интернета:

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом (англ. Charles E. Osgood) в 1952 году. Ч. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал:

«оценка»: хороший 3 2 1 0 −1 −2 −3 плохой

«сила»: сильный 3 2 1 0 −1 −2 −3 слабый

«активность»: активный 3 2 1 0 −1 −2 −3 пассивный

Семантическим дифференциалом (в узком смысле) называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

В исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности. Униполярные шкалы с использованием прилагательных в англоязычной литературе часто называют шкалами Стапеля или шкалами Ликерта по имени исследователей, впервые описавших применение такого типа шкал. В русскоязычной психологической литературе за всеми оценочными шкалами вообще с числом пунктов шкалы больше трёх закрепилось наименование «семантический дифференциал».

Также различными могут быть и методы обработки: от классического факторного анализа и метода главных компонент до многочисленных нелинейных обобщений.
Базисные шкалы Ч. Осгуда далеко не всегда являются главными факторами, и размерность семантических пространств также не всегда равна 3. Так, в качестве основных координат в индивидуальном семантическом пространстве встречаются такие наборы, как

приятный — неприятный, опасный — безопасный (размерность 2);

появляются также 6-7 мерные индивидуальные семантические пространства.

В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность».

Независимо от Ч Осгуда, сходная методика была разработана в рамках психотерапевтической практики Джорджем А. Келли и его последователями.

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:
1.различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);
2.различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);
3.различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:
-Для анализа восприятия рекламы и для её проектирования;
-Для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге до гендерных стереотипов;
-Для исследования экономического поведения;
-Для изучения важнейших процессов социальной самоидентификации и для решения многих других задач социологии;
- В политических технологиях;
- и во многих других областях.

Наши рекомендации