Кодекс профессиональной этики учителя
Цель: Раскрыть систему основных нравственных требований, координирующих взаимодействие учителя со всеми участниками педагогического процесса.
Задачи:
- Ознакомиться с основными разделами кодекса профессиональной этики учителя.
- Разработать личные кодексы профессиональной этики.
Учебные средства:тексты кодекса профессиональной этики учителя и клятвы учителя.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите основные разделы кодекса и подготовьте ответы на вопросы:
1.1.Что такое кодекс профессиональной этики учителя?
1.2.Какую роль играет кодекс профессиональной этики учителя во взаимодействии его с другими участниками педагогического процесса?
1.3.Назовите основные разделы кодекса и дайте их краткую характеристику.
2. Выполните задания:
2.1.Составьте педагогические инварианты В.А. Сухомлинского.
2.2.Сформулируйте свои педагогические инварианты.
Литература:
1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.
3. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М.: Изд. Собрь. 1997. – 503 с. – С. 336-344.
4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: ПОР, 1998 – С. 250. – С. 46-64.
План проведения:
I. Теоретические вопросы для обсуждения:
1. Понятие о кодексе профессиональной этики учителя как о системе основных нравственных требований к взаимодействию в педагогическом процессе.
2. Характеристика личных кодексов профессиональной этики.
II. Разработка личных кодексов профессиональной этики.
III. Работа с текстом «Инварианты С. Френе».
IV. Рефлексия: продолжите фразу: «Сегодня на занятии я ….»
Практическое занятие № 9
Уроки культуры и этикета в школе
Изучить вопросы:
1. Особенности приобщения школьников к этикету.
2. Дифференцированный подход к учащимся в процессе этического воспитания.
3. Методические приемы в работе со школьниками по развитию у них этических навыков.
Практические задания:
Проработайте вопросы:
1. Значимость занятий по этикету в школе (подготовить доклад).
2. Перечислите внешние и внутренние факторы возникновения детей с дискомфортным самочувствием в среде сверстников.
3. Какие действия должен выполнить педагог по отношению к таким детям?
4. Побудьте в роли учителя. Подготовьте занятия по этикету с использованием следующих методических приемов:
- Психологический тренинг на уроке.
- Элементы драматургии.
- Дискуссионные качели.
- Проблемная картинка.
Темы занятий могут быть следующими:
«Молчание – это форма общения»
«Юмор и этикет»
«Мужской этикет»
«Дружба и этикет»
«Праздник благодарности»
«Подарок коллективу» и др.
Литература:
1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.
2. Николаева О. Этикет: Учеб. метод. разработки по курсу этикета в начальной школе: Из опыта работы. – М., 1998.
3. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: Из опыта работы. – СПб_Рига, 1997.
Лабораторный практикум
В соответствии с утверждённым учебным планом лабораторный практикум не предусмотрен.
Самостоятельная работа студентов
Наименования и трудоемкость СРС
№ | Раздел (модуль) дисциплины | Вид СРС | Трудоемкость (час) |
1. | Профессиональная этика: сущность, основные категории. Предмет и задачи педагогической этики. Проблемы педагогической этики в трудах педагогов-гуманистов | Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию | |
2. | Сущность и формы педагогической морали. Педагогический такт как компонент нравственной культуры педагога | Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию | |
3. | Этические основы педагогической деятельности. Проявление педагогической морали в общении учителя с учащимися | Работа с литературой, подготовка заданий в виде конспекта, составьте программы самосовершенствования по вопросам коммуникативной культуры, культуры педагогического труда в целом. Подготовка к практическому занятию | |
4. | Эстетика и имидж в профессиональной культуре личности | Работа с литературой, выполнение заданий. Подготовка выступлений и презентаций | |
5. | Социально-психологический климат в группе и его формирование | Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Составление рекомендаций. Подготовка к практическому занятию | |
6. | Конфликтологическая компетентность педагога | Составление словаря, выполнение тестового задания. Выполнение заданий | |
7. | Этическая защита в педагогическом общении | Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию. | |
8. | Кодекс профессиональной этики учителя. Этика школьной жизни | Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию. Подготовка рефератов |
Примеры заданий для СРС
Самостоятельная работа № 1