Потребность в исследовании незнакомых явлений называется—

а) коммуникационной;

б) познавательной;

в) поисковой;

г) мотивационной.

6.Вся совокупность действий, вызванных к жизни одним и тем же мотивом, составляет

а) деятельность;

б) операцию;

в) умение;

г) навык.

7.Представление о будущем желаемом результате и является

а) целью;

б) значением;

в) символом;

г) знаком.

8.Отношения результата деятельности к ее мотиву отражаются

а) эмоциями;

б) значениями;

в) целью;

г) потребностями.

9.Навык и умение - это примеры развитых тренировками

а) знаний;

б) действий;

в) вторичных автоматизмом;

г) деятельностей.

10.«Встреча» психологической потребности с объектом внешней среды, удовлетворяющим эту потребность, называется

а) зоной ближайшего развития;

б) опредмечиванием;

в) подражанием;

г) кризисом.

Задания:

1. Укажите правильный ответ.

1.1.Верно утверждение

а) сознание определяет деятельность;

б) деятельность определяет сознание;

в) сознание и деятельность независимы.

1.2.Наиболее сложный уровень деятельности - это

а) психофизиологическая функция;

б) действие;

в) операция;

г) ни одно из названных.

1.3. Образ желаемого результата - это

а) цель;

б) мотив;

в) акт;

г) процесс.

1.4. Направления разработки теории деятельности были заложены в трудах

а) Л.С. Выготского;

б) А.Н.Леонтьева;

в) П.Я.Гальперина;

г) А.А.Леонтьева.

2. Выделите в приведенных ниже описаниях уровни деятельности: действия, операции и психофизиологические функции.

1) «Когда он таким образом разговаривал, кушая поросенка, от которого оставался уже последний кусок, послышался стук колес. Выглянувши в окно, увидел он подъехавшую бричку и стал рассматривать седоков».

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

2) «Но и это стало ему наскучать. Скоро он и вовсе перестал ходить в поля, засел к комнаты, отказался принимать даже с докладами приказчика... К нему перестали заезжать, он этому был рад и предался обдумыванию большого сочинения о России. Установился странный, беспорядочный порядок. Когда привозила почта газеты и журналы и попадалось ему в печати знакомое имя прежнего товарища, уже преуспевавшего на видном поприще государственной службы или приносившего посильную дань наукам, тайная тихая грусть подступала ему под сердце и скорбная, безмолвно-грустная, тихая жалоба на бездействие свое прорывалась невольно. С необыкновенной силой воскресало пред ним школьное минувшее время, и представал вдруг как живой Александр Петрович. Градом лились из глаз его слезы и рыданья продолжались почти весь день».

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

3) «... Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка. Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест. Наконец, мы добрались до тростников и началась стрельба. Я осторожно нажимал на курок, т.к. ружье было старенькое. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы в пылу перестрелки забыли о состоянии нашего дощаника. Вдруг, от сильного движения Ермолая (он всем телом налег на край), наше ветхое судно наклонилось и пошло ко дну. Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Ермолай дрожал, как лист, зуб на зуб не попадал, и совершенно бессмысленно улыбался».

И.С.Тургенев «Записки охотника»

3. Разберите, какие действия и в какой последовательности вы должны произвести, чтобы

1) совершить прогулку за город

2) подготовить доклад к семинару

3) найти место работы

4. Жизнедеятельность человека как биологического организма связана с удовлетворением его базовых потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для социального индивида существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур. Подумайте, может ли отношение человека к пище быть его личностной чертой? »

Задачи:

Задача 1.

В приведенных примерах выделите, что относится к движению, а что — к действию.

А. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

Б. Сереже предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись; при въезде на мостик верхней была левая педаль. (По К. К. Платонову.)

Адача 2.

В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком - действия?

А. Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием.

Б. При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.

Адача 3.

В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет, крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям. (По К. К. Платонову:)

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении. (По К. К. Платонову.)

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо». (По К.. К. Платонову.)

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может. (По К. К. Платонову.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

Задача 4.

Выберите из приведённых ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

Условие развития психики:

A. Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

B. Условие проявления всех психических реакций;

C. Деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;

D. Деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

E. Деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

Наши рекомендации