Потребность в исследовании незнакомых явлений называется—
а) коммуникационной;
б) познавательной;
в) поисковой;
г) мотивационной.
6.Вся совокупность действий, вызванных к жизни одним и тем же мотивом, составляет
а) деятельность;
б) операцию;
в) умение;
г) навык.
7.Представление о будущем желаемом результате и является
а) целью;
б) значением;
в) символом;
г) знаком.
8.Отношения результата деятельности к ее мотиву отражаются
а) эмоциями;
б) значениями;
в) целью;
г) потребностями.
9.Навык и умение - это примеры развитых тренировками
а) знаний;
б) действий;
в) вторичных автоматизмом;
г) деятельностей.
10.«Встреча» психологической потребности с объектом внешней среды, удовлетворяющим эту потребность, называется
а) зоной ближайшего развития;
б) опредмечиванием;
в) подражанием;
г) кризисом.
Задания:
1. Укажите правильный ответ.
1.1.Верно утверждение
а) сознание определяет деятельность;
б) деятельность определяет сознание;
в) сознание и деятельность независимы.
1.2.Наиболее сложный уровень деятельности - это
а) психофизиологическая функция;
б) действие;
в) операция;
г) ни одно из названных.
1.3. Образ желаемого результата - это
а) цель;
б) мотив;
в) акт;
г) процесс.
1.4. Направления разработки теории деятельности были заложены в трудах
а) Л.С. Выготского;
б) А.Н.Леонтьева;
в) П.Я.Гальперина;
г) А.А.Леонтьева.
2. Выделите в приведенных ниже описаниях уровни деятельности: действия, операции и психофизиологические функции.
1) «Когда он таким образом разговаривал, кушая поросенка, от которого оставался уже последний кусок, послышался стук колес. Выглянувши в окно, увидел он подъехавшую бричку и стал рассматривать седоков».
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
2) «Но и это стало ему наскучать. Скоро он и вовсе перестал ходить в поля, засел к комнаты, отказался принимать даже с докладами приказчика... К нему перестали заезжать, он этому был рад и предался обдумыванию большого сочинения о России. Установился странный, беспорядочный порядок. Когда привозила почта газеты и журналы и попадалось ему в печати знакомое имя прежнего товарища, уже преуспевавшего на видном поприще государственной службы или приносившего посильную дань наукам, тайная тихая грусть подступала ему под сердце и скорбная, безмолвно-грустная, тихая жалоба на бездействие свое прорывалась невольно. С необыкновенной силой воскресало пред ним школьное минувшее время, и представал вдруг как живой Александр Петрович. Градом лились из глаз его слезы и рыданья продолжались почти весь день».
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
3) «... Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка. Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест. Наконец, мы добрались до тростников и началась стрельба. Я осторожно нажимал на курок, т.к. ружье было старенькое. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы в пылу перестрелки забыли о состоянии нашего дощаника. Вдруг, от сильного движения Ермолая (он всем телом налег на край), наше ветхое судно наклонилось и пошло ко дну. Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Ермолай дрожал, как лист, зуб на зуб не попадал, и совершенно бессмысленно улыбался».
И.С.Тургенев «Записки охотника»
3. Разберите, какие действия и в какой последовательности вы должны произвести, чтобы
1) совершить прогулку за город
2) подготовить доклад к семинару
3) найти место работы
4. Жизнедеятельность человека как биологического организма связана с удовлетворением его базовых потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для социального индивида существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур. Подумайте, может ли отношение человека к пище быть его личностной чертой? »
Задачи:
Задача 1.
В приведенных примерах выделите, что относится к движению, а что — к действию.
А. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.
Б. Сереже предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись; при въезде на мостик верхней была левая педаль. (По К. К. Платонову.)
Адача 2.
В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком - действия?
А. Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием.
Б. При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.
Адача 3.
В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?
А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет, крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям. (По К. К. Платонову:)
Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении. (По К. К. Платонову.)
В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо». (По К.. К. Платонову.)
Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может. (По К. К. Платонову.)
Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.
Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.
Задача 4.
Выберите из приведённых ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.
Условие развития психики:
A. Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;
B. Условие проявления всех психических реакций;
C. Деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;
D. Деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;
E. Деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.