Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания
Память- псих. отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность псих. моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума.
Память -это интегративный псих. процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.
Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.
Нейрофизиологические основы памяти Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Им соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.
Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впечатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, которое необходимо для биохимических процессов.
Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изменение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение создает возможность отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резонировать на данные воздействия, не отвечая на другие, и составляет биохимич. механизм памяти.
Классификация явлений памяти и их краткая характеристика
I.В завис-ти от целенаправленности процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) делятся на 2 формы:
-непроизвольную (непреднамеренную)
-произвольную (преднамеренную).
II.В завис-ти от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различ. виды памяти:
1) образную; 2) логическую и 3) эмоциональную.
Образная память - представления - классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная).
III.Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти, но различные уровни деятельности связаны с функционированием механизмов — систем памяти.
Различаются 4-е взаимосвязанные системы памяти: 1. Иконическая память - непосредственный отпечаток сенсорного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4. Долговременная.
Иконическая память - это сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Она обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.
Кратковременная память-это фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Время ее функционирования непродолжительно (от нескольких_секунд до нескольких-минут). Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковр.памяти из них может извлекаться дополнит. информация.
Оперативная память-избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ее ограничивается временем соответствующей деятельности. (помним условие задачи, которую решаем).
Долговременная память-запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан .с вероятностной оценкой его будущей применимости.
Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида.
В зависимости от индив.-типол-х особенностей различаются типы памяти. Они определяются последующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость; 3) прочность; 4) ведущая роль анализатора (зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) особенности взаимодействия первой и второй сигн-х систем (образный, логический и средний типы).
Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (плохая память на имена людей, но очень точная на эконом. материал)
Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие всегда стремятся использовать логические средства.
В зависимости от способа запоминания и воспроизведения:
-непосредственную (прямую)
-опосредствованную_(косвенную) память.
Косвенное - это запоминание и воспроизведение путем по ассоциациям. Различаются 3 вида ассоциаций:
1.Ассоциация по_смежности. Это вид связи без переработки информации (встреча с человеком, с которым познакомились в другом городе может вызвать воспоминания об этом городе).
2.Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных яввлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и_т.д.).
3.Ассоциации по сходству (например, слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого исполнителя).
Закономерности процессов памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.
1. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
-сильные и значимые физические раздражители (выстрел, яркий свет);
-то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
-раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);
-раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
- то, что более всего связано с потребностями данного человека;
-то, что является объектом активной деятельности.
(условия задачи, которую мы долго решаем, непроизвольно и прочно запоминаются).
2.Условиями успешного произвольного запоминания являются:
-уяснение значимости и смысла воспринимаемого;
-установление логической взаимосвязи междуего элементами;
-составление плана текста, выделение опорных слов;
- схематизация материала.
Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логической переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегчают запоминание схемы, таблицы.
Когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы - создаются искусственные ассоциации (прием для запоминания последовательности цветов спектра- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны).
Произвольное запоминание может быть и механическим, но по своему объему оно довольно ограниченно. (3-4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии)). Если испытуемому дается ряд и 10 слогов, то первые и последние запоминаются легче, а средние хуже, так как первые не испытывают проактивное торможение, а последние ретроактивное. Средние испытывают и то и другое. Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется «фактором края».
Проактивнымторможением -торможение со стороны предшествующих элементов. Ретроактивное-последующих.
При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают отрицательную индукцию ретроактивного торможения.
Для расширения объема механической произвольной памяти важно придавать воспринимаемому материалу определенную структуру, группировать его. Ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011 легче запомнить если сгруппировать его в виде двузначных чисел: 10 01 11 ...В виде четырехзначных чисел еще легче: 1001 1101 0111 ООП. Укрупнение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые вызывают про- и ретроактивное торможение.
Осмысленнаяпроизвольная память, основанная на установлении смысловых связей.(топор-дрова, право-преступность)
Запоминание большого по объему логического материала сопровождается следующими действиями:
1)материал разделяется на смысловые части;
2)устанавливается структура каждой части, отношения между ее элементами, кратко формулируется содержание;
3)устанавливается логическая последовательность всех частей. Эта последовательность формулируется в виде системы опорных слов. (текст доклада: введение, значимость проблемы, два факта, вывод).
Основной критерий запоминания- воспроизведение.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.
Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий, называется воспоминанием.
Воспроизводимые образы предметов, явлений наз. представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов — слуховые, а у танцоров — двигательные.
Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процессом памяти является и забывание. Физиологич. основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но они только угасают, а не исчезают полностью).
Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсивно забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, наз.кривой Эббингауза).
Забывание - целесообразный процесс, если оно касается того материала, который не имеет существенного значения.