Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом

В данном случае специального исследования произвольной регуляции так­же не предусматривается. Оценка сформированности эмоциональной регуля­ции, впрочем, как и всего поведения в целом (включающего и регуляцию меж­личностных отношений), может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональными реакциями и поведением ребенка, в том числе и в процес­се обследования, игры ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изуче­ния истории развития (анамнеза).

При этом в первую очередь оцениваются наличие или отсутствие импуль­сивности, степень выраженности аффективных реакций в соотношении с уме­нием их сдерживать, а также возможность регулировать и анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе речевую активность).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В целом, формирование системы пространственных представлений удобно представить в виде четырехуровневой структуры, каждый уровень которой, в свою очередь, может быть «расщеплен» на подуровни.

Оценка сформированности пространственных и пространственно-времен­ных представлений производится в той последовательности, в какой они фор­мируются в онтогенезе. Безусловно, следует отметить, что эти уровни не про­сто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, перекрывая и «встраиваясь» друг в друга, испытывают взаимо­влияния и, вообще, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Как и в случае исследования произвольной регуляции психической активности необходимо оценить «зрелый», достаточно сформированный уровень пространственных представлений (в соответствии с нормативными или ти­пологическими представлениями) и ближайший к нему «дефицитарный» (не-сформированный полностью или частично) уровень или, соответственно, подуровень.

Опираясь на представление об онтогенезе пространственных представле­ний, необходимо оценить:

Ø представления о пространстве собственного тела;

Ø представления о пространстве объектов (взаимоотношения объектов и тела, внешних объектов между собой);

Ø пространство речи и языка (вербализация пространственных представлений и квазипространственные представления — лингвистическое пространство);

Ø пространство межличностных отношений (социометрическое простран­ство).

Классическим методическим инструментариемдля оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические ме­тодики, как методика Кооса, Разрезные Картинки. Возможно создание и спе­циальных заданий, например, как это сделано в Диагностическом Комплекте для исследования особенностей развития познавательной сферы детей до­школьного и младшего школьного возраста, Диагностическом Альбоме под ред. С. Д. Хомской. Возможно также использование отдельных проб и те­стов, используемых в нейропсихологической практике. В то же время практически каждая психологическая методика может дать определен­ную информацию о сформированности того или иного уровня пространствен­ных представлений.

Представления о пространстве собственного тела

На этом уровне анализируется сформированность представлений ребенкао пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела: в отношении собственного лица; по отношению к телу в целом; □ по отношению к руке.

Анализ проводится в соответствии с цефало-каудальным законом (по кото­рому развитие и дифференциация движений, начинается от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам). Сформированность простран­ственных представлений анализируется вначале по отношению к собственно­му лицу, затем по отношению к телу в целом. Только после этого проводится оценка и анализ пространственных представлений ребенка о «взаиморасполо­жении» «частей» рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом).

Существуют сенсибилизированные (усложненные) варианты исследования подобных представлений, равно как и упрощенные варианты подобных зада­ний, включающие зрительную и тактильную опоры.

Анализ того, как ребенок «ощущает» свое тело, проводится вначале в на­правлении вертикальной оси (по отношению к основной оси ) и лишь за­тем в горизонтальной плоскости.

Совершенно очевидно, что в большинстве случаев мы можем провести по­добную оценку только с использованием речи. Таким образом, вне нашего же­лания в оценку степени сформированности этого уровня пространственных представлений «включается» и вербализация этих представлений (невозмож­но полностью исключить ситуацию подачи инструкции в вербальном плане, для того чтобы ребенок мог понять, что от него требуется). Поэтому так слож­но вычленить «в чистом виде» невербализуемый уровень представлений ребенка о схеме собственного тела. По возможности необходимо сопоставить эти пред­ставления с их вербальными обозначениями.

Наши рекомендации