Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом
В данном случае специального исследования произвольной регуляции также не предусматривается. Оценка сформированности эмоциональной регуляции, впрочем, как и всего поведения в целом (включающего и регуляцию межличностных отношений), может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональными реакциями и поведением ребенка, в том числе и в процессе обследования, игры ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучения истории развития (анамнеза).
При этом в первую очередь оцениваются наличие или отсутствие импульсивности, степень выраженности аффективных реакций в соотношении с умением их сдерживать, а также возможность регулировать и анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе речевую активность).
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В целом, формирование системы пространственных представлений удобно представить в виде четырехуровневой структуры, каждый уровень которой, в свою очередь, может быть «расщеплен» на подуровни.
Оценка сформированности пространственных и пространственно-временных представлений производится в той последовательности, в какой они формируются в онтогенезе. Безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, перекрывая и «встраиваясь» друг в друга, испытывают взаимовлияния и, вообще, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Как и в случае исследования произвольной регуляции психической активности необходимо оценить «зрелый», достаточно сформированный уровень пространственных представлений (в соответствии с нормативными или типологическими представлениями) и ближайший к нему «дефицитарный» (не-сформированный полностью или частично) уровень или, соответственно, подуровень.
Опираясь на представление об онтогенезе пространственных представлений, необходимо оценить:
Ø представления о пространстве собственного тела;
Ø представления о пространстве объектов (взаимоотношения объектов и тела, внешних объектов между собой);
Ø пространство речи и языка (вербализация пространственных представлений и квазипространственные представления — лингвистическое пространство);
Ø пространство межличностных отношений (социометрическое пространство).
Классическим методическим инструментариемдля оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как методика Кооса, Разрезные Картинки. Возможно создание и специальных заданий, например, как это сделано в Диагностическом Комплекте для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, Диагностическом Альбоме под ред. С. Д. Хомской. Возможно также использование отдельных проб и тестов, используемых в нейропсихологической практике. В то же время практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений.
Представления о пространстве собственного тела
На этом уровне анализируется сформированность представлений ребенкао пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела: в отношении собственного лица; по отношению к телу в целом; □ по отношению к руке.
Анализ проводится в соответствии с цефало-каудальным законом (по которому развитие и дифференциация движений, начинается от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам). Сформированность пространственных представлений анализируется вначале по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу в целом. Только после этого проводится оценка и анализ пространственных представлений ребенка о «взаиморасположении» «частей» рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом).
Существуют сенсибилизированные (усложненные) варианты исследования подобных представлений, равно как и упрощенные варианты подобных заданий, включающие зрительную и тактильную опоры.
Анализ того, как ребенок «ощущает» свое тело, проводится вначале в направлении вертикальной оси (по отношению к основной оси ) и лишь затем в горизонтальной плоскости.
Совершенно очевидно, что в большинстве случаев мы можем провести подобную оценку только с использованием речи. Таким образом, вне нашего желания в оценку степени сформированности этого уровня пространственных представлений «включается» и вербализация этих представлений (невозможно полностью исключить ситуацию подачи инструкции в вербальном плане, для того чтобы ребенок мог понять, что от него требуется). Поэтому так сложно вычленить «в чистом виде» невербализуемый уровень представлений ребенка о схеме собственного тела. По возможности необходимо сопоставить эти представления с их вербальными обозначениями.