Задания для самостоятельной работы. 1. На основе Ваших наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения

1. На основе Ваших наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения

2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.

3. Проанализируйте конкретную жизненную ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.

Литература:[1], [3], [8], [14], [19], [20], [25], [29], [31], [32], [33]. [34], [36], [39], [43], [44].

Тема 6. Предмет и методы педагогики

Педагогика как наука: объект, предмет, категории, функции педагогики. Структура педагогической науки, связь ее с другими науками. Методы научно-педагогических исследований.

Обратите внимание, что в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название о б р а з о в а н и я. В конце ХХ в. именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогика. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами.

Воспитание как общественное явление. История развития педагогической мысли и становления педагогики как науки.

Обратите особое внимание на основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает слово "педагогика"?

2. Каковы подходы к трактовке понятия "педагогика" в настоящее время?

3. Что является объектом и предметом педагогики?

4. Какие категории педагогики Вы знаете? Дайте их характеристику.

5. Каковы функции педагогики?

Литература:[19], [22], [27], [28], [36], [37], [38], [40].]

Тема 7. образование как социальное явление

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, приведшие к изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной роли и повышению престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Приоритетная роль образования в решении экономических, социокультурных и экологических проблем.

Изменение роли и места образования в обществе, его социального смысла, характера, целей и задач, содержания и технологии, отношения участников образовательного процесса. Качества образованного человека в современном обществе. Цели и задачи образования. Решение задач образования в сложившейся системе обучения.

Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования.

Мотивированность учащихся, проявляющаяся в их интересах и склонностях.

Непрерывность и поликультурность образования как основные принципы образовательной политики. Обучение: принципы, методы.

Комплексная система принципов современной дидактики.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологичес-кими особенностями.

Воспитание как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Исследование педагогикой сущности воспитания, его закономерностей, тенденций и перспектив развития; разработка теории и методики воспитания.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова причина, порождающая потребность в реформировании образования во второй половине XX в.?

2. Какие качества характерны для современного образованного человека?

3. Каковы цели и задачи образования в настоящее время?

4. Почему образование является целостным педагогическим процессом? Каковы его составляющие?

5. Дайте понятие категории «воспитание».

6. Что представляет собой процесс воспитания с точки зрения современной педагогики?

Литература:[19], [22], [27], [28], [36], [37], [38], [40].]

3 Темы практических (семинарских) занятий

Семинар 1. Личность и ее направленность

1. Изучите следующий теоретический материал:

1) Понятие о личности в психологии и педагогике.

2) Структура личности как единство четырех подструктур.

3) Основные факторы, влияющие на формирование личности.

4) Сознательное и бессознательное в структуре личности.

2. Выполните следующие задания:

1) Изучите и проанализируйте направленность вашей личности.

2) Проанализируйте структурные компоненты вашей личности.

3) Проанализируйте образы собственного «Я» личности.

Литература: [3], [19], [21], [24], [25], [31], [33], [34], [36], [37], [43], [47].

Семинар 2. Индивидуально-типологические особенности личности

1. Изучите следующий теоретический материал:

1) Характеристика индивидуально-типологических особенностей личности.

2) Характеристика основных типов темперамента.

3) Типология характера.

4) Способности и задатки. Виды и уровни способностей, их формирование.

2. Выполнить следующие задания:

1) Определить свой тип темперамента.

2) Определить свой тип характера.

3) Проанализировать взаимосвязь между типом темперамента и характером.

4) Проанализировать связь между интересами, склонностями, способностями, способностями и волевыми качествами личности.

Литература: [1], [2], [3], [19], [24], [30], [31], [33], [34], [35], [36], [37], [43].

4 Контрольные работы

При выполнении контрольных работ студенты теоретически и практически исследуют психологические явления.

Контрольная работа должна отражать знания студента в области изучаемой проблемы, умения интерпретировать полученные в ходе выполнения практической части контрольной работы данные.

Этапы выполнения контрольной работы

Выбрав в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки тему контрольной работы, следует изучить текст лекции и рекомендованную литературу по теме. Следует обратить особое внимание на теоретические основы изучаемой проблемы: понятие психологического явления, его характеристики, особенности, свойства, современный уровень исследования данного явления.

Изложив в соответствии с предложенными вопросами, которые являются примерными пунктами плана контрольной работы, теоретические основы темы, следует приступать к выполнению практической части.

Для того, чтобы выполнить практическую часть работы, необходимо выбрать объект исследования (личность, группа, производственный коллектив и т.п.), изучить методику исследования, предложенную в контрольной работе, подготовить все необходимое для проведения исследования (таблицы, протоколы, тексты опросников и т.п.), провести исследование, обработать, в соответствии с инструкцией, проанализировать полученные данные, сделать выводы, дать рекомендации.

Темы контрольных работ

1. Внимание.

2. Изучение особенностей характера личности.

3. Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.

4. Темперамент.

5. Профессиональные интересы личности.

6. Семья как психолого-педагогическая проблема.

7. Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти.

8. Эмоции и чувства.

9. Структура личности.

10. Самооценка и групповая оценка личности.

Содержание и оформление контрольных работ

Наши рекомендации