Коммуникативная компетентность сотрудников оперативного отдела
Общение оперативных уполномоченных с субъектами оперативно-розыскной деятельности[19] представляет собой особый вид социального взаимодействия, характеризующийся наличием специфической структуры, характерными стилями и стратегиями, а также особенностью установления и развития психологических контактов. Общение оперативных работников нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с их профессиональной деятельностью.
Содержание оперативно-розыскной деятельности (ОРД), ее реализация предполагают создание специфической системы общения – системы профессиональной коммуникативной компетентности, функционирующей в русле деятельностного подхода. Оперативно-розыскная деятельность влияет на общение ее субъектов, детерминирует специфику его содержания. В то же время общение воздействует на деятельность, определяет ее эффективность[20].
Несмотря на актуальность проблемы профессиональной коммуникативной компетентности для теории и практики, учеными в области юридической психологии до настоящего времени не создана ее структура, не интерпретированы ее отдельные элементы. Опираясь на данные исследований А.Н. Сухова[21], в структуре общения субъектов ОРД выделены три элемента: информационный, перцептивный и интеллектуальный.
Подобный теоретико-эмпирический подход имеет ряд преимуществ, так как позволяет анализировать не только основное содержание психической сферы субъектов, но и учитывать информационную составляющую, объективную зависимость эффективности межличностных коммуникаций от объема информации, имеющейся у субъектов ОРД. Кроме того, результаты исследования психологических механизмов и закономерностей в социальной и юридической психологии подтверждают целесообразность выделения компактной и в то же время достаточно содержательной структуры общения.
Информационный элемент состоит в получении субъектами необходимого объема разнообразной информации из различных источников. Эффективность общения зависит не только от количества поступающей информации, но и от умения сотрудников правильно распорядиться ею. Анализ ОРД показывает, что сотрудники не всегда учитывают проблему информационной зависимости других субъектов ОРД. Не обладая достаточным объемом информации, они не могут правильно выбирать объекты специальной работы, тактику психологического воздействия на них, а также направления и приемы оперативного поиска.
Перцептивный элемент заключается в адекватном восприятии субъектами оперативной работы друг друга и окружающей обстановки (оперативной ситуации) через познание внешнего облика и поведения, которые являются признаками-сигналами и имеют осведомительное значение. Внешний облик и поведение этих лиц выполняют регулятивную или прагматическую функции. Отражаясь в сознании субъектов, они воспроизводят конкретный образ, систему ценностей и отношений к нему, определяют стереотип поведенческой реакции и алгоритм действий.
Значительное влияние на процесс восприятия оказывает опыт и стаж оперативной работы. Например, более 65 % обследованных сотрудников, имеющих стаж оперативной работы свыше 5 лет, более эффективно и адекватно воспринимают других участников ОРД. Этим сотрудникам присущи такие свойства восприятия, как целостность, константность и селективность.
Большое значение для адекватного восприятия субъектами ОРД друг друга имеют средства коммуникации, используемые для установления и поддержания психологического контакта. Основным из этих средств является речь, которая должна быть эмоционально насыщенной, четкой, понятной, содержать понятия, термины, известные субъектам. Средством межличностной коммуникации являются также мимика и пантомимика, которые должны соответствовать реальной ситуации общения, подкреплять признаки-сигналы в сознании воспринимающих, усиливать их эмоциональное содержание.
Интеллектуальный элемент общения характеризуется активностью познавательных психических процессов оперативных уполномоченных, их интеллектуальных свойств и качеств. Он отличается не только доминированием практического, творческого мышления, но и способностью субъектов общения к анализу, эмпатии, рефлексии и стереотипизации. Сотрудники рефлексируют поведение и действия друг друга, встают на позиции партнеров по общению. Они оценивают поступки с помощью эмпатии, т.е. "прочувствывают" их, эмоционально отзываются на переживания собеседника. Это позволяет им достигать компромиссов, избегая конфликтных ситуаций, характерных для ОРД. Однако только немногим более половины сотрудников постоянно используют приемы рефлексии и эмпатии, пытаются понять мотивы ОРД, природу их психологических характеристик. Такой невысокий показатель объясняется отсутствием у сотрудников специальных познаний в области психотехники общения.
Важными составляющими профессионального общения субъектов ОРД, влияющими на его эффективность, являются стиль и стратегия общения. В данной связи выделяют пять основных стилей общения: демократический, авторитарный, смешанный, либеральный и индифферентный.
На выбор стиля общения влияет совокупность индивидуально-психологических и социально-психологических факторов. К первым относятся психологические характеристики общающихся (возраст, стаж оперативной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, психических познавательных процессов, свойств и качеств личности). Социально-психологические факторы обусловливаются профессиональным содержанием конкретных оперативных ситуаций, криминальным общением, в которое включены оперативные работники.
Наиболее продуктивным стилем общения субъектов ОРД является смешанный (демократический с элементами авторитарного), при котором воздействие становится не внушающим и даже не убеждающим, а подсказывающим. Использование этого стиля общения позволяет более дифференцированно и индивидуально подходить к оценке возможностей личностных подструктур общающихся, более квалифицированно и гибко выбирать тактику взаимодействия субъектов ОРД, самостоятельно определять правильные варианты решения вопроса.
Придерживаясь того или иного стиля общения, оперативные уполномоченные избирают и реализуют определенную стратегию общения. Наиболее распространенными являются две стратегии: независимости и сотрудничества.
Стратегия независимости состоит в том, что сотрудники держатся самоуверенно и независимо, полагают, что успех ОРД определяется исключительно их профессионализмом.
Подавляющее большинство предпочитают стратегию сотрудничества, которая заключается в том, что общающиеся ведут себя свободно, непринужденно, раскованно. Они инициативны, прислушиваются к мнению друг друга, совместно ищут оптимальные решения оперативно-розыскных задач.
В связи с недостаточным, с точки зрения экспертов[22], уровнем коммуникативной компетентности оперативных работников существует объективная потребность в целенаправленном их обучении, определении стратегий и тактик ОРД, заданий и мероприятий по конкретным вопросам предупреждения и раскрытия преступлений.
Под обучением следует понимать единый психолого-педагогический процесс, направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности, формирование и коррекцию личностных характеристик оперативных уполномоченных в целях совершенствования ОРД. В процессе обучения должны развиваться и корректироваться эмоционально-волевая и когнитивная сферы, убежденческая позиция, мировоззрение, идеалы, нравственные характеристики сотрудников.
Обучение способствует не только успешному преодолению возникающих у оперативных работников внутри личностных противоречий, но и препятствуют их возникновению. Обучение направлено на формирование определенных целостных видов ОРД и соответствующих им знаний, умений и навыков.
Таким образом, наглядно представлено, что рассмотренные элементы профессиональной коммуникативной компетентности тесно взаимосвязаны между собой и напрямую влияют на эффективность ОРД. Они могут развиваться и видоизменяться под воздействием широкого спектра индивидуально-психологических факторов, условий и обстоятельств, – под воздействием специализированного социально-психологического процесса (обучения).
Л.С Беркович – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Новосибирской области