Коммуникативная и информационная компетентность

Коммуникативная и информационная компетенции – одни из ключевых, обеспечивающие успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Особую значимость приобретает развитие информационно–коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе.

Коммуникативная компетентность оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, социальных ценностях, способностью адекватного восприятия информации. Коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных социальных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса. Можно выделить некоторые признаки социального статуса индивида по уровню его коммуникативной компетентности . Существенными когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего; способность к адекватной оценке "статуса языка"; ) способность к пониманию смысловой и оценочной информации.

В книге "Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения" С. Савиньон описывает четыре компонента, составляющих содержание коммуникативной компетенции:

1) грамматическая компетенция, то есть способность узнавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и манипулировать ими на уровне слов и предложений;

2) социолингвистическая компетенция, или социальные правила использования языка: понимание ролей участников общения, информации, которой они обмениваются, и функций их взаимодействия;

3) компетенция высказывания, которая связана со способностью воспринимать или продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство;

4) компетенция речевой стратегии, используемая для компенсации несовершенного знания правил, несовершенного владения чем-либо, когда индивид хочет дать знать собеседнику, что намерен продолжить общение, но должен собраться с мыслями, не понял какого-либо слова и т.д. [4]

В.Б. Кашкин рассматривает коммуникативную компетенцию как структуру, имеющую следующий компонентный состав:

1) психофизиологические особенности личности (устройство артикуляционного аппарата, психический тип личности и т.д.), которые в значительной мере определяют речемыслительную и собственно коммуникативную деятельность человека, ее эффективность или неэффективность;

2) социальные характеристики и статус личности (имеются в виду самые разнообразные социальные особенности личности: пол, возраст, профессия, социальная роль участника коммуникации и т.д.);

3) культурный фонд личности, то есть присвоенные знания и ценности (данный компонент имеет большое значение в достижении коммуникативной цели как залога эффективности процесса общения);

4) языковая компетенция личности, которая в свою очередь является совокупностью языковых умений индивида, способствующих правильному выбору средств языка в процессе общения, это потенциал лингвистических (языковедческих) знаний человека, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации;

5) коммуникативные знания, умения и навыки участников коммуникации, среди которых можно выделить: а) умение эффективно формировать коммуникативную стратегию; б) правильно пользоваться тактическими приемами коммуникации; в) умение представлять себя как участника процесса общения, владеть коммуникативными нормами, устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт.

Информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории «информационная компетентность» выделяют следующие компоненты:

- когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации, и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);

- ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;

- технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);

- коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

- рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации [цит. по 7].

Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета.

Наши рекомендации