Авторские модели психологической службы, или как обрести свое лицо
Ко времени второго издания этой книги разработана законодательная основа школьной психологической службы (с 1988 г. издано более 40 нормативных документов, касающихся деятельности практических психологов системы образования). В учреждениях образования работают 3—4 тысячи психологов, сформирована система подготовки и переподготовки этой важной категории специалистов. Однако по-прежнему нет ясности и четкости в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач, сложно выделяются собственно психологические вопросы в море школьных проблем. В числе общих трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения при недостаточно качественной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекватной конкретным условиям ав-
торс кой модели психологической службы при отсутствии надежной методической помощи со стороны администрации школ и специалистов профильных центров. В этой ситуации многие психологи нуждаются в определении общих принципиальных подходов в создании школьной службы, которые предостерегали бы их от излишних крайностей. Принципы организации психологической службы |
Таким образом, любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т. е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость. Она опирается на действующий оптимизм, творчество и профессиональное содруже- |
Крайности
Ограниченная узкая специализация
Морализаторство
Застой, идеализация прошлого
Внутренняя пассивность, самоизоляция
Ригидность, психологическое самодурство
Трудность эмоционального характера
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование на единичных принципах
Золотая середина
Многообразие форм и методов работы психолога
Нравственность, эколо-гичность
Преемственность в работе
Самоактивизация творческого начала
Профессионатьное содружество, гибкость, готовность к компромиссу
Выделение приоритетов в работе
Действенный оптимизм, разумная самоирония
Системность в работе, основанная на взаимосвязи принципов
Крайности
Хаос, бессистемность, поверхностность
Безнравственность
Разрушение, отрицание старого опыта
Самосгорание на работе, потеря профессионального самоощущения
Приспособленчество,
угодничество, предательство
Трудности логического характера, непоследовательность. Эйфория, излишняя самоуверенность
Перемешивание принципов, утрата специфики службы
ство психологов.
Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:
1. Значимостью психолого-педагогического изучения школь
ников на протяжении всего периода обучения в целях обеспе
чения к ним индивидуального подхода.
2. Важностью полноценного личностного развития учащих
ся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе.
3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции от
клонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. Как правило, начинающие специалисты злоупотребляют первым направлением работы в ущерб остальным, что не может не отразиться на практических результатах. В результате постепенно снижается кривая их популярности. Поэтому большее значение имеет не размах деятельности, а ее глубина. Психолог может обследовать большое число детей и сообщить об итогах своих наблюдений. Но он может изучить одного ребенка и помочь ему справиться с единственной проблемой. Здесь важен практический результат: и для того, с кем работает психолог, и для окружающих. Для практического психолога очень важно не остаться только диагностом, а постепенно овладевать опытом консультанта, лектора, пропагандиста психологических знаний, арбитра, психотерапевта, навыками психокоррекции.
Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безад-ресность и анонимность. На наш взгляд, лучший вариант психологической службы в школе — авторский, адекватно отвечающий потребностям школы. Начинающему психологу необходимо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы. Наиболее типичны на этом пути следующие ошибки: либо специалист навязывает педколлективу свою программу, свои знания в невостребованном виде (это никому не нуж-
но), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нужно). И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы. Чтобы избежать этих ошибок, имеет смысл в самом начале деятельности получить ответ на вопросы: «Кого что интересует?», «Кто в чем нуждается?» и «Кто какой помощи ждет?» Ответы на эти вопросы можно получить через диагностические анкеты для учащихся, педагогов и родителей. Приводим один из наиболее простых вариантов диагностики потребностей в психологической службе: