Инновации и авторские модели в образовании

Демократизация общества и школы, провозглашение принципа вариативности в образовании, сделали возможным появление разнообразных инновационных учебно-воспитательных моделей: новых типов школ, образовательных технологий, методов, методик и т.п.

Новая, многообразная практика образования выступает как результат деятельности ее авторов – педагогов-новаторов и экспериментаторов, которые разрабатывают и апробируют инновационные модели. Последние могут быть как совершенно новыми, оригинальными, так и частично заимствованными из арсенала отечественной и зарубежной педагогики.

Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс является авторским, так как несет на себе «печать» его субъекта. Однако на практике далеко не каждая модель получает название авторской.

1.Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть), представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

С официальной, юридической точки зрения авторской моделью считают учебно-воспитательный процесс, имеющий в своем составе элементы, являющиеся предметом авторского права (педагогические усовершенствования, изобретения, открытия).

В реальной школьной практике научно-правовой экспертизы и патентной службы пока не существует, и вопрос решается региональными административно-методическими органами на основе общественной презентации авторской модели.

Авторские программы

Современные тенденции развития школы предоставляют все больше прав и возможностей учителю в отношении путей и способов достижения образовательных целей. Тем самым создают условия для реализации творческого потенциала педагогических коллективов, талантливых педагогов и руководителей.

Коррекция, улучшение, доработка государственных программ, а иногда и коренная их переработка (включая целевые установки и концептуальные позиции) может представлять собой уже авторскую модель.

Авторская программа – это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.

Вопрос о признании программы авторской состоит в определении степени новизны и оригинальности, соответствия ее современным научным и практическим требованиям.

3. Инновационные школы – третья распространенная авторская модель. Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.).

Термин «инновационная школа» несколько шире: он охватывает все школы, внедряющие ту или иную авторскую модель. Однако часто региональные условия делают это внедрение еще одним авторским вариантом.

Инновационные школы ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Широко известны современные авторские школы:

1. развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова),

2. коллективного способа обучения (В.К.Дьяченко),

3. обучения на основе опорных сигналов (В.Ф.Шаталова),

4. диалога культур (В.С. Библера),

5. творческого воспитания (И.П.Волкова),

6. воспитания искусством (Д.А.Лебедева),

7. школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили),

8. школа самоопределения (А.Н. Тубельского) и многие другие.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Виды авторских (инновационных) школ. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. В зависимости от этого они имеют различные уровни, профили, названия:

1. школы с альтернативными (нетрадиционными) философскими или психолого-педагогическими основаниями (примеры: школы Р. Штейнера, М. Монтессори, Л.Н.Толстого);

2. школы с альтернативной организацией учебного процесса (примеры: школа-театр, школа-парк М. Балабана, школа КСО В.Дьяченко);

3. школы с нетрадиционным содержанием образования (частные, конфессиональные, семейные и иные);

4. учебные заведения новых структурно-организационных типов: учебно-воспитательные и социально-педагогические комплексы, центры, гимназии, лицеи, колледжи и др. со своим авторским лицом (примеры: учебно-воспитательный комплекс Е.А. Ямбурга, педагогическая гимназия А.Г. Каспржака);

5. школы, основывающиеся на новых образовательных технологиях и методических системах (примеры: школы В.В.Давыдова, В.Ф.Шаталова, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.П.Волкова и др.);

6. школы с оригинальной воспитательной системой (примеры: школы В.В. Караковского, А.И. Кочетова, Д.И.Лебедева);

7. школы с оригинальной постановкой того или иного направления обучения и воспитания (эстетического, нравственного, трудового, физического, экологического, экономического, психологического, профориентационного и т.д.).

Отличительные качества авторской (инновационной) школы

Как уже было отмечено, все инновационные учебные заведения должны считаться авторскими, отличающимися друг от друга лишь степенью новизны, оригинальности. Если по этому критерию расположить все встречающиеся случаи в ряд, то в его начале будет стоять современная массовая школа (с вариантами нововведений), а в конце - идеальная авторская школа, в которой воплощаются все отличительные качества и критерии. Школы, находящиеся между этими полюсами, являются "не строго авторскими". Общественное мнение и региональная административно-методическая экспертиза решают, где в этом ряду проходит граница авторских моделей. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

1. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

2. Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

3. Концептуальность учебно-воспитательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

4. Развивающий (творческий, экспериментальный) характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития.

5. Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых.

6. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

7. Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

8. Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

http://www.ospu.ru/?id11a=42 сайт оренбурского пед университета

Наши рекомендации