Динамика формирования трудовой деятельности. Оперативный образ и концептуальная модель. Индивидуальный стиль деятельности

Любая психологическая система, обеспечивающая конкретную деятельность, существует в форме психологической системы деятельности (ПСД).

ПСД - это единство психических структурных элементов (свойства, функции, механизмы),обслуживающих деятельность и их связи.

Системогенез- это процесс построения ПСД, в котором определяется компонентный состав, устанавливаются функциональные взаимосвязи и развиваются отдельные компоненты. ПСД проходит ряд этапов: формирование цели деятельности, формирование информационной основы деятельности(ИОД), формирование исполнительской части, формирование системы ПВК.

Любая деятельность начинается с цели. Цель – то, что должно получить человек в ходе деятельности. Ведущий фактор — мотивация, она определяет всю активность личности по
достижению цели. Чтобы деятельность осуществилась, она д. иметь и энергетическую основу. Это потребности. Они вызывают внутреннее напряжение, которое должно быть реализовано.

Для эффективного выполнения нужно сформировать ИОД – это система информационных признаков, необходимых и достаточных для выполнения деятельности на нормативно заданных уровнях. Информационные признаки - признаки, на которые ориентируется человек, определяя правильно он поступает или нет. Любая профессия включает набор информационных признаков. Он, приобретший динамический характер и обеспечивающий выполнение деятельности образует информационную модель деятельности.

Информационная модель деятельности -это организованное в
соответствии с определенной системой правил отображение управляемого объекта, его системы управления, внешней среды и способов воздействия на них. Когда информационная модель уже сформировалась, то она задает ИОД, которая складывается из двух частей: объективная ИОД (складывается из всех внешних объективно представленных информационных признаков, которые имеют физический носитель) и субъективная ИОД (в ходе деятельности мы ориентируемся и на данные, характеризующие нас самих; идет автоматически оценка наших возможностей, часто на неосознаваемом уровне. Эта информация характеризует человека как исполнителя деятельности). Исходя из задачи, воспринятой с информационной модели, знаний и опыта в представлении человека возникает целый комплекс взаимосвязанных сведений, отражающих сложившуюся ситуацию с позиции этой задачи. Такая совокупность представлений человека о состоянии управляемого объекта, системы внешней и внутренней среды, возникшая на основе информационной модели, ранее накопленных знаний и опыта и сложившаяся применительно к решаемой задаче, называется концептуальной моделью. Если информационная модель выступает как объективное и нейтральное отражение текущего состояния системы, то концептуальная модель оказывается субъективным отражением этого состояния.

В целом ряде случаев в качестве ИОД выступает «концептуальная модель», представляющая собой некоторую «умственную картину» управляемого процесса, которая формируется на основе восприятия и декодирования сигналов, поступающих в человеку. В особенностях концептуальной модели отражаются потребности человека, профессиональные качества, его пристрастие к решаемой задаче. Основой концептуальной модели являются образы существующей ситуации, ситуации из прошлого опыта, образы прогнозируемой ситуации и программы преобразований существующей ситуации в прогнозируемую. Концептуальная модель формируется адекватно решаемой задаче. Чем более жесткие ограничения накладываются на задачу, чем более жесткие инструкции определяют ее выполнение, тем более сходными оказываются концептуальные модели у разных людей (и наоборот). В отличие от информационной у концептуальной модели существует информационная избыточность. Концептуальная модель - это умственная проработка будущей
деятельности, должны быть предусмотрены варианты поведения. Если концептуальной модели нет, то действуем по принципу «проб и ошибок» (риск выше).

Концептуальная модель обладает чертами оперативного образа.

Оперативный образ - это идеальное отражение преобразованного в деятельности объекта, складывающийся по ходу выполнения конкретного предметного действия и подчиненного задаче действия. Это регулятор действия. Это универсальный механизм психического поведения. Если есть его деформация, то поведение становится невозможным. Для него
характерна двойственность (с одной стороны, он должен зеркально отражать действительность, с другой стороны — не вся информация необходима, поэтому образ при его зеркальном отражении должен быть деформирован в сторону необходимых и достаточных информационных признаков).

Характеристики оперативного образа:

1.прагматичность,

2.адекватность (чем более соответствия реальной действительности, тем более адекватность),

3.специфичность (принадлежит именно этим условиям деятельности),

4.лаконичность (отсекаются несущественные детали).

Каждый конкретный акт поведения приобретает характеристики
оперативности и, поэтому, любая деятельность тоже (на нее могут переноситься характеристики оперативного образа). Когда это так, то деятельность профессионально освоена. Ананьев анализируя развитие психики, выявил, что все психические функции функционируют как развитие механизмов, реализующих филогенетическую программу, в механизмы научения (функциональных механизмов в операционные). Эти операциональные механизмы являются основой для построения оперативных образов. Приступая к деятельности, человек использует весь резерв своих возможностей. Однако многие из них не имеют значения, поэтому в процессе освоения деятельности те механизмы, которые не нужны тормозятся, а те которые значимы - перестраиваются адаптивно к деятельности. Эта перестройка осуществляется за счет изменения операциональных механизмов в оперативные, обеспечивающие построение оперативного образа.

Конкретный путь достижения цели - это способ деятельности.Одна и та же цель может быть достигнута многими способами. Эти способы, различаясь в содержании, могут не отличаться тем результатом к которому они приводят. Эта особенность именуется понятием эквифинальность. На фоне этих многих способов, должна действовать наиболее усредненный и часто используемый, который называется нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД). НОСД - это обобщенный и закрепленный в инструкциях, рассчитанный на среднего субъекта и усредненные условия деятельности способ ее осуществления. Это некоторая абстракция от всех индивидуальных вариантов деятельности, в природе его нет, т.к. деятельность индивидуальна и отличается от этого эталона. В начале освоения деятельности мы сталкиваемся с НОСД. Далее НОСД начинает осваиваться, распредмечиваться. Человек характеризуется системой индивидуальных качеств и освоение любой деятельности протекает в определенных условиях. Под влиянием этой двойной детерминации НОСД трансформируется в ИСпД (индивидуальный способ деятельности). ИСпД - это способ деятельности, обусловленный индивидуальными особенностями субъекта деятельности и своеобразием условий. В рамках ИСпД начинает формироваться ПСД. По мере совершенствования деятельности, у субъекта начинает формироваться личностно-профессиональный уровень деятельности.

Когда наработана система приемов, способ, мы говорим что сформировался индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — это система деятельности, сформированная на основе индивидуальных особенностей личности. ИСД включает в себя только те индивидуальные особенности деятельности, которые обусловлены влиянием индивидуальных качеств, а не условий. ИСД — это наиболее устойчивый способ приспособления личности к действительности. ИСД формируется целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок.

Признаки ИСД: устойчивость, обусловленность определенными личностными качествами, средство эффективного приспособления к объективным требованиям.

Основные пути формирования: 1. максимальное использование ПВК личности работника; 2. компенсация нежелательных, с т.з. профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов.

Наши рекомендации