ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности - формирование его индивидуального стиля.

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности - формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различ­ными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темпера­мента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выби­рает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующиетемпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непро­извольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивиду­альный стиль деятельности возникает только в той случае, если человек ищет наилуч­шие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов.Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он форми­руется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуаль­ного стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при реше­нии практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задат­ков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не ха­рактеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.). не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и ин­тересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, одна­ко характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек про­являет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, опреде­ленным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индиви­да. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловлен­ным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.

Типы высшей нервной деятельности     Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
по силе по уравновешен­ности по подвижности    
Сильный Сильный Уравновешен­ный Подвижный Сангвиниче­ский
Безудержный Сильный Неуравнове­шенный Подвижный Холерический
Инертный Сильный Уравновешен­ный Малоподвиж­ный Флегмати­ческий
Слабый Слабый Неуравнове­шенный Малоподвиж­ный Меланхоли­ческий

Подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Основные связи с Специфические виды формирования Необходимые уровни психологического анализа
      Отражением сознанием потребностями активностью    
         
Биопсихические свойства Темперамент Социального почти нет Физиологические механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через силу и подвижность нервных процессов Тренировка Психофизиологический нейропсихологический

Сущность характера.

Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности,которые обусловлива­ют особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодей­ствия с другими людьми.

Знать характер человека — значит знать те существенные черты, кото­рые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в харак­тер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в ас­пекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные ком­поненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

— динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

— спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его по­ступки;

— интеллектуальными особенностями;

— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важ­но, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявля­ется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на его деятельность.

Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако какая из сторон темперамента (поло­жительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результа­те деятельности личности. В то же время он является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Сущность способностей.

При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, уме­ния и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь опре­деленного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например ис­кусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.

Способности ~ психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные(профессиональные) способности— это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности, Например, возможность развития педаго­гической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.

Общие способности— это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможно­сти развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конк­ретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает осо­бенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуаль­ных особенностей личности.

Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в ка­чественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или несколь­ких областях деятельности, называется гениальностью. Творчество гениально­го человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпо­сылки его способностей задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, свя­занной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно пере­страиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

Занятие № 16

Наши рекомендации