Раздел 5. Специальная психология
Тесты:
Тест:
1.Наука, изучающая различные варианты ограничений психического развития, носит название:
а) специальная психология;
б) медицина;
в) общая психология;
г) возрастная психология;
2.Задержанный тип «аномального» развития связан:
а) со скоростью созревания психофизических функций
б) с нарушением гармоничного развития личности
в) с аффективными расстройствами.
3.Какой уровень нервно-психического реагирования на различные вредности характерен для детей 7-12 лет:
а) соматовегетативный;
б) психомоторный;
в) аффективный;
г) эмоционально-идеаторный;
4.К основным отличиям умственной отсталости от задержки психического развития относят (указать 2 верных ответа):
а) отсутствие абстрактного мышления;
б) низкий навык самоконтроля;
в) необратимость интеллектуальных нарушений;
г) не умение удерживать условия интеллектуальной задачи.
5.Основными отличиями акцентуированных личностей от психопатических симптомов являются (указать 2 верных ответа):
а) избирательная уязвимость личности в ответ на психическое воздействие;
б) проявления при любых психогенных воздействиях;
в) признаки психической слабости (нарушение сна, головные боли, резкая смена настроения);
г) ситуативный характер проявления;
6.К профилактике психопатии относят следующие меры (указать 2 верных ответа):
а) правильное воспитание в детском возрасте;
б) верная профессиональная ориентация в юношестве;
в) психотерапия и лечение психотропными средствами;
г) планирование семьи.
7.Аутизм – состояние психики, проявляющееся в…….. от общения, предпочтение собственного внутреннего мира …….. с окружающими.
8.Инфантилизм – отсталость в развитии, проявляющаяся в сохранении черт характера, свойственных ……….
9.Коррекция – это устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений, дефектов……. и ………
10.Особый вид нарушения мышления при поражении речевых зон левого полушария, связанного с дефектами кодирования речевых сигналов, называется:
а) апраксия;
б) алалия;
в) афазия;
г) агония;
11.Алалия речи представляет собой:
а) нарушение способности писать;
б) полную или частичную утрату речи;
в) нарушения чтения, неспособность овладения процессом чтения;
г) отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи);
12. Аграфия речи представляет собой:
а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата:
б) полную или частичную утрату речи, обусловленную локальными поражениями головного мозга;
в) нарушение способности писать при нарушении функции головного мозга;
г) нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью связи нервных волокон с центральной нервной системой (иннервация) речевого аппарата;
13. Ярко выраженные черты характера, выходящие за пределы норм, называются:
а) акцентуациями;
б) патологиями;
в) скрытыми;
г) психопатиями;
14. Дети с отклонениями в психическом развитии – те, у которых отклонения от нормы вызваны сенсорными нарушениями …………..и поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, …………, двигательные нарушения, тяжелые дефекты речи).
15. Запущенность педагогическая – отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности учащегося, обусловленное……………….
16. Неврозы – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое ………..между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.
17. Недисциплинированность – свойство личности, характеризующееся нежеланием выполнять ……………поведения, являющееся проявлением…………….., но чаще недостатка в воспитание, как отсутствием …………усилий.
18. Обученность – результат предыдущего …………..и прошлого опыта.
19.Пассивность интеллектуальная – нежелание человека…………, стремление …………умственных усилий.
20.Сенсорно-моторная амнезия – потеря чувствительной и двигательной…………..
21. Сенсорный дефект – дефект, связанный с работой………..– ……………т.д.
22. Пограничное состояние – обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся в близи условной границы между ……………и выраженной патологией.
23. Неврастения – самая частая форма проявления……………. Она характеризируется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью.
24. Вегетативные расстройства – это сердцебиение или чувство замирания сердца, повышенное артериальное давление, отдышка, потливость, боль в ……………..… похолодание рук ног и др.
Задания:
Задание 1.
Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после трех лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развития восприятия мышления.
Вопрос: проанализируйте развитие речи глухонемого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи ребенка? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).
Задание 2.
Некоторые родители считают, что умением учиться ребенок овладевает в школе, а в детском саду об этом говорить еще рано.
Вопрос: правы ли родители? Будет ли их ребенок хорошо усваивать школьную программу?
Задание 3.
Весной около дома сажали деревья. На субботник семья Никитиных вышла в полном составе: папа, мама и два сына-дошкольника.
Взрослые копали ямы, носили землю. Дите поддерживали деревья, поливали их. Родители попутно объясняли детям, что и для чего надо делать, каждое их трудовое усилие поощряли. После работы всей семьей обошли вокруг дома и полюбовались на результаты своего труда.
Вопрос: дайте психологическое обоснование совместной трудовой деятельности родителей и детей. Как родители должны продолжать трудовое воспитание своих детей, используя приобретенный опыт совместной работы?
Задание 4.
Охарактеризуйте изменения мотивов поведения ребенка 6 лет. Приведите примеры.
Задание 5.
Таня (6 лет, 4 мес.) учиться в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква…?», «Что здесь написано?». Девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.
- Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать.
Вопрос: дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?
Задание 6.
Как изменяется система отношений («ребенок-учитель», «ребенок-одноклассник», «ребенок-родители») детей 6 лет, начинающих обучение в школе?
Ответы к тестам.