Психологическая характеристика младшего школьного возраста
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 10–11 лет. Начало периода уходит корнями в кризис 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Социальная ситуация развития. Внешние условия ССРвыступают как система новых требований к разным сферам жизнедеятельности ребенка, требований, с которыми ребенок прежде не встречался и которые необходимо научиться исполнять.
Изменяющееся отношение взрослых к ребенку как будущему школьнику способствует развитию у него субъективной готовности к школьному обучению,которая рассматривается как внутренняя характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Субъективная готовность к школьному обучению, или внутренняя позиция школьника, выражается в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и себе лично и предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и их специфическую структуру.
Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, При создании необходимых условий стремление учиться самому проявляется у детей уже к концу младшего школьного возраста. Такая мотивация обнаруживается в следующих фактах поведения: ребёнок сам старается выполнять домашние задания, желает узнать что-то сверх программы (дети начинают увлечённо читать книги). Учебная деятельность имеет определённую структуру:
1. Мотивы учебной деятельности. Интерес к учебной деятельности:
1) содержание учебной деятельности, что выражается в стремлении узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий; 2) процесс учебной деятельности, что обнаруживается в стремлении думать и рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания, в увлеченности самим процессом решения;
· отношения с другими людьми. Это могут быть: 1) широкие социальные мотивы (чувство долга, участие в общественной жизни, подготовка к будущей работе и пр.); 2) личные, индивидуалистические мотивы (стремление получить хорошую оценку, одобрение, желание быть лучшим или стремление избежать неприятностей).
2. Учебная задача – это те изменения, которые должны наступить в субъекте учебной деятельности: во-первых, стоит задача овладения обобщёнными способами анализа различных сфер действительности, во-вторых – открыть для себя необходимость овладения этими способами действий. Учебная задача является обобщённой моделью практических задач. Для того чтобы ребенок научился выделять и принимать учебную задачу, необходимо развивать: 1) способность осознавать, что имеющихся знаний и умений недостаточно для решения какой-то проблемы, и 2) умение представить, чему нужно научиться, чтобы суметь выполнить эту задачу.
3. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходи-мые для его освоения (что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета).
4. Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (определение соответствия собственных учебных действий условиям и требованиям учебной задачи; действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Соответственно, различают разные виды контроля: по конечному продукту, пооперационный, пошаговый, текущий, перспективный, планирующий.
5. Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача (оценка учителя, т. е. внешние оценочные действия, переходящие со временем в самооценку обучающегося – способность ученика определить задачи и действия, которые он может решить самостоятельно и которые пока еще он решить не в состоянии, а также оценить меру освоения того или иного содержания).
Психологические новообразования возраста
Итогом развития действий контроля и самооценки в учебной деятельности является новообразование, которое называется интеллектуальная рефлексия–способность к осознанию содержания своих действий и их оснований. Это новообразование знаменует начало развития теоретического мышления у младших школьников.Одна из первых форм рефлексии, появляющаяся у младших школьников, выражается в способности ребенка «определять границы своих возможностей, знать о своем незнании и знании, умелости и неумелости». При такой рефлексии школьник, «встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9–10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «У меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентции – осознание своих способностей и умений качественно выполнять задания, уверенность в своих возможностях справиться с чем-либо. Э. Эриксон считает чувство компетенции центральным новообра-зованием данного возраста (ребёнок чувствует себя знающим, умеющим, получая признание окружающих).
Внутренний план действий–способность действовать в уме, умение прогнозировать и планировать достижение определённого результата. Например, сложение и обратное вычитание. Планирование представляет собой совершение действия, которое характеризуется обратимостью. Обратимость проявляется в том, что ребёнок представляет изменения, которые могут произойти с объектом. Благодаря этой способности ребёнок может отвлечься от наглядной ситуации.
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация – способность управлять своими психическими процессами.
Итогом присвоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте является появление у детей умения учиться. Г.А. Цукерман утверждает, что младший школьный возраст является сензитивным для развития этого умения. Умение учиться обнаруживается прежде всего в способности проявлять инициативу в развитии собственных знаний и умений, в стремлении к совершенствованию. Не следует при этом путать умение учиться с самостоятельностью в выполнении домашних заданий или со способностью к самоорганизации. В основании умения учиться лежит рефлексивная способность отделять собственное знание от незнания, а также наличие продуктивных действий, с помощью которых ребенок может преодолевать собственную ограниченность.
Умение учиться обнаруживается в том, что младший школьник проявляет инициативность в поиске новой информации, начинает учиться чему-то новому по собственной инициативе; задает вопросы учителю или другому взрослому для получения недостающих знаний; находит новые, творческие способы решения задач.