Становление нейропсихологии как науки
Бизюк А.П.
Основы нейропсихологии
ББК 88.48 Б59
Печатается по решению Ученого Совета
Института специальной педагогики и психологии
Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга
БизюкА. П.
Б59 Основы нейропсихологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.
ISBN 5-9268-0388-8
Данное учебное пособие составлено по материалам известных руководств по неврологии, публикациям ведущих специалистов в области нейропсихологии и смежных дисциплин. Оно соответствует программе для студентов университетов и институтов по специальности 031900 «Специальная психология», разработанной в Институте специальной педагогики и психологии, и предназначено для самостоятельной подготовки по соответствующему разделу указанной дисциплины. Кроме того, пособие может быть полезным для студентов, специализирующихся в области специальной психологии, логопедии, а также для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации по этим специальностям.
ББК 88.48
© А. П. Бизюк,2005 © Издательство «Речь», 2005 © Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга ISBN 5-9268-0388-8© п- в- Борозенец, обложка, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................7
Глава 1
СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ............................9
Глава 2
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ......................................................................23
2.1. Нейрон и его функции .............................................................................23
2.2. Основные анатомические структуры мозга.............................................26
2.3. Структурный фило- и онтогенез мозга человека....................................42
Глава 3
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА..50
3.1. Морфо-физиологическая обусловленность психических явлений.......50
3.2. Теория развития высших психических функций
по Л. С. Выготскому.................................................................................52
3.3. Теория функциональных систем и акцептора действия по
П. К. Анохину...........................................................................................54
3.4. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития мозга......58
3.5. Системные принципы работы мозга.......................................................63
3.6. Функциональные блоки мозга.................................................................68
3.7. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома..........................78
3.8. Причины нарушений ВПФ......................................................................86
3.9. Специфика очаговых поражений мозга у детей......................................88
Глава 4
СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.............................93
4.1. Общие принципы работы анализаторных систем...................................93
4.2. Зрительный анализатор, его сенсорные расстройства............................98
4.3. Зрительные агнозии................................................................................103
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
4.4. Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.... 110
4.5. Кожно-кинестетический анализатор, его сенсорные и гностические расстройства............................................................................................115
4.5.1. Структура кожно-кинестетического анализатора.......................115
4.5.2. Болевые ощущения.......................................................................118
4.5.3. Сенсорные и гностические расстройства кожно-кинестетического анализатора......................................................................121
4.6. Обонятельный и вкусовой анализаторы................................................126
4.7. Нейропсихология времени.....................................................................134
Глава 5
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПОВЕДЕНИЕМ............................................................................................144
5.1. Произвольность регуляции высших психических функций................144
5.2. Произвольные движения, механизмы и закономерности их
организации............................................................................................145
Субкортикальные уровни.......................................................................147
Кортикальные уровни............................................................................148
5.3. Морфофункциональные мозговые системы произвольных
и непроизвольных движений.................................................................150
5.4. Апраксин и их классификация...............................................................156
Глава 6
ПРОБЛЕМА РЕЧИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ..........................................162
6.1. Речь и ее нарушения, афазии.................................................................162
6.2. Нарушения речи при поражениях правого полушария........................180
6.3. Проблема афазий у левшей....................................................................182
Глава 7
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО
ГЕНЕЗА..........................................................................................................186
7.1. Аграфия...................................................................................................186-
7.2. Алексия....................................................................................................190
7.3. Акалькулия..............................................................................................192
Глава 8
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ
И ЕЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА ... 196
8.1. Функциональная структура памяти.......................................................196
8.2. Неспецифические и специфические расстройства памяти..................201
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 9
ВНИМАНИЕ, ЕГО НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
РАССТРОЙСТВА..........................................................................................207
Глава 10
НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА.................215
10.1. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга ..,.............215
10.2. Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга......................................................................................................221
10.3. Нейропсихология старения..................................................................225
Глава 11
НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИЙ
ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА......................................................................231
Глава 12
ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ...............................................................................246
12.1. Фило- и онтогенез морфо-функциональных асимметрий
мозга человека.......................................................................................246
12.2. Проблема полушарной доминантности...............................................251
12.3. Сенсорные асимметрии........................................................................254
12.4. Гностический уровень функциональных асимметрий........................256
12.5. Проблема левшества.............................................................................265
Глава 13
ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ............................................................................271
Глава 14
МЕТОДЫ НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.............279
14.1. Общие принципы нейропсихологической диагностики....................279
14.2. Основные приемы нейропсихологической диагностики...................283
Литература.....................................................................................................292
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соотношения мозга и психики, веками находившаяся на острие многих научных и общефилософских взглядов, до сих пор продолжает вызывать теоретический и практический интерес. Появление новых совершенных методов познания морфологии и физиологии мозга, включая молекулярный уровень исследования клеточных нейронных структур, а также развитие психологических представлений о системной организации душевной жизни человека, стратегически определили прогресс этого направления. Вместе с тем ни одна из традиционных дисциплин, существующих в рамках познания человека как продукта взаимодействия природной и социальной среды, не может самостоятельно, без интеграции всех концепций и гипотез, существующих в смежных, а порой и самых неожиданных областях, решить проблему «материи и сознания», законов их взаимодействия, формирования и созревания этого взаимодействия.
Одной из наук, сделавших своим предметом изучение детерминизма высших психических функций и их связей с различными уровнями организации самого совершенного создания природы — мозга человека, является нейропсихология. Будучи разделом психологии (клинической психологии), эта наука, опираясь на специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга в результате его поражения, позволила вплотную подойти к пониманию внутренней психофизиологической сущности восприятия, эмоций, мышления, памяти, речи и т. д. Исключительно велика роль нейропсихологии в решении вопросов научно обоснованного обучения, формирования знаний, умений и навыков как применительно к здоровому, но еще только развивающемуся мозгу ребенка, так и в отношении восстановления психических функций, поврежденных на разных этапах зрелости и мозга и психики в целом. Сама динамика распада высших психических функций в контексте конкретных локализаций очага поражения является важным знанием о сложных способах организации работы мозговых структур и закономерностях функционирования психики. Особое значение этот фактор приобретает именно по отношению к мозгу ребенка, врожденные или приобретенные дефекты которого часто приводят к специфическим способам координации и причинно-следственного обусловливания различных психических образований. Эти образования отличаются по динамике от «нормальной» последовательности своего становления, своеобразно надстраиваясь над изначально заложенной гетерохронностью развития отдельных морфо-функши-ональных компонентов мозга.
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Значение проблемы полноценного развития человека в связи с исследованиями локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является теоретической основой для решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику изучения психических явлений. В силу этого обстоятельства предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического несет в себе корни понятийных аппаратов, традиционно используемых в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей, экспериментальной и специальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, психолингвистики, философии и ряде других областей.
С другой стороны, связь нейропсихологии с такими практически ориентированными сферами знаний, как неврология, логопедия, спецпсихология и др., помимо общетеоретического вклада в развитие науки о человеке в целом, в своей прикладной части способствует решению насущных проблем во многих областях — начиная от клинической медицины с ее дифференциально-диагностическими и реабилитационно-компенсаторными задачами и кончая вкладом в методические приемы коррекционного обучения в системах общеобразовательных и спецшкол.
Будучи относительно молодой и интенсивно развивающейся наукой, нейропсихология сегодня стоит перед решением широкого круга задач. Требует своего дальнейшего рассмотрения и анализа роль глубоких структур мозга в реализации высших и более простых психических функций; не до конца понятны механизмы, условия и границы пластичности при перестройке психофизиологических механизмов в результате локальных поражений мозга; несмотря на многочисленные работы, до конца не прояснены закономерности межполушарного взаимодействия и факторы, влияющие на полушарную «специализацию»; нельзя признать решенным такой ключевой для психологии вопрос, как проблема мозговой организации сознания и многие другие. Практически не раскрытой в нейропсихологии остается проблема индивидуально- . сти; крайне редки работы, пытающиеся объяснить механизмы формирования ценностных ориентации, этических и эстетических предпочтений; почти не уделялось внимания принципам распада психических функций при психических заболеваниях даже в тех случаях, когда в известные сроки могут быть зарегистрированы и мозговые органические изменения.
В основу данного учебного пособия была положена система взглядов, сформировавшихся преимущественно в отечественной нейропсихологии. Значительная их часть является общепризнанной, но часть, в силу сложности предмета исследования, продолжает оставаться дискуссионной и открытой для дальнейшего совершенствования.
Глава 1
СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Установление взгляда на головной мозг как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. Доказательства того, что душевная деятельность является проявлением функциональной активности мозга и особенно коры больших полушарий, черпаются из различных источников: из сравнительной анатомии, эмбриологии, из физиологии, антропологии, клинических наблюдений, патологической анатомии и гистологии. Исторически первые попытки решить проблему соотношения между душевными процессами и телом человека производились в рамках существующих до нашей эры философских и религиозных воззрений и на самом обобщенном уровне сводились к поиску органа, которому можно было бы приписать роль «вместилища» психики. В наиболее ранних взглядах в таком качестве выступало все тело, но позднее в Древнем Вавилоне, Египте, Китае, Индии и Греции начало разрабатываться представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни. Особую роль сыграло древнегреческое учение о пневме как особом тончайшем веществе, циркулирующем по кровеносным сосудам и выполняющем функцию носителя психики.
Направленность мышления медиков того времени преимущественно на гуморальный носитель психики вовсе не означала, что игнорировались другие органы, предположительно предназначавшиеся для выполнения душевных функций. В античной науке Востока и Греции в подобном контексте долгое время конкурировали между собой две теории — «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая».
Мысль о том, что мозг есть орган ощущения и мысли, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (6 в. до н. э.), который пришел к подобному выводу в результате хирургических операций и наблюдений за поведением больных. В частности, он утверждал, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, которые имеют прямую связь с мозгом. Ощущения, по Алкмеону, являются исходным пунктом всей познавательной работы: «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление