Профилактика конфликтного и агрессивного поведения учеников. Значение коррекционно - развивающих программ в профилактике конфликтного поведения
Профилактика конфликтного поведения школьников.
В зависимости от того, как осуществляется в школе социализация личности ребенка (усвоение духовных, нравственных, ценностей) - изменяется интенсивность К. между школьниками. - предотвращает К. дисциплина,
- Большое влияние на К. поведение школьников оказывает личность учителя: личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обуславливают наиболее бесконфликтное отношение детей друг к др.;
- учитель обязан вмешиваться в К. учеников, регулировать их. («+» влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении К. др. учеников.
Для профессионального агрессивного поведения необходимого научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с др. членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения К.; Рекомендации для родителей:
- избегать практики физ. наказания,
- необходимо для ученика рациональное чередование сна и отдыха;
- умеренная дозировка комплексных игр и телевидения;
- следить как ребенок питается до школы и в школе;
- избегать скандалов и публичных ссор при ребенке.
Тренинг преодоления конфликтов в работе с персоналом.
В работе с персоналом руководитель встречается с проблемой: в колективе обнаруживает крайне конфликтную Л. В том случае, если ее уволить невозможно, психолог должен провести тренинг. Цели Т.: 1. профилактика К.(как избегать К.?) 2.Разрешение К.: а) Уклонение (ситуация, когда не защищая собственные интересы, но и не иду навстречу оппоненту, т.е. К. замалчивается).
Б) Приспособление ( это пассивное сотрудничество, стремление сохранить хорошее отношение путём исполнения манипуляции; не учитываются интересы оппонентов, а только свои). в) Конфронтация (активное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов ). Г) Компромисс (обоюдные уступки 2-х сторон. Реализуется через проведение переговоров). Д) Сотрудничество (разрешение К. т.о., когда удовлетворяются интересы 2-х сторон).
3. Работа с К. Л. А) можно не взять на работу. Б) Можно уволить.
Если К.Л. важна для руководителя, то необходимо подстраиваться под неё.
Понятие переговоров, (п). Характеристика переговорных сценариев: позиционный торг, принципиальные переговоры.
В основе п. лежит стремление урегулировать конф-е , противоречие. Функции п. : 1. информац. -коммуникационная; 2. регулирующая; З.контролирующая; 4. совместное решение проблемы.
Этапы п. 1. Подготовка к п. (решение организационных вопросов, основное содержание). 2.Процесс ведения п. 3. Анализ результатов п. и выполнения достигнутой договоренности. 3 стадии переговорного процесса: 1ст. Уточнение точек зрений, интересов, концепий, позиции участников.
Рекомендации :. 1.Мысли должны быть чётко сформулированы. 2. Короткие предложения. 3.Правильная речь вербальная и невербальная. 4.Внимательность, последовательность речи. 2ст. Обсуждение (мах. реализовать собственную позицию, важна аргументация). 3 ст. Согласование позиций и договоренность (окончательный вариант готового решения, нр: документ).
Техники: 1 .Позиционный торг - занимаются позиции, которые уступаются в некоторой последовательности: чем более жестокую п. занимает сторона и чем незначительнее её уступки, тем больше времени нужно, чт. понять, воз-но соглаш-е или нет. Техника малопродуктивна (т.к. не предсказать результатов, больше времени). 2 Принципиальные переговоры (США - Гарвард) Партнёры стремятся найти выгоду там, где возможно; если нет, то . добиваются рез-та, кот. основан справедливыми нормами независимо от воли.
Ассертивное поведение в конфликте: изложение своей позиции, ассертивный спор, просьба, отказ.
Ассертивное поведение - непосредственное, честное ирешительное выражение другому человеку своей позиции, своих чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека. Ассертивность означает признание собственного права поступать, как хочется в данной ситуации вместо попыток приспособиться к ожиданиям или требованиям других, предполагая при этом равные права других людей в этой сфере. Пассивные личности игнорируют свои права в случае конфликта между их желаниями и желаниями окружающих. Обычно не делятся своими мыслями и чувствами. Чаще всего душат в себе чувства, даже если ситуация того не требует. В результате остаются с ощущением раздражения или злости. Иногда ощущают себя подавленными из-за недостатка влияния на различные ситуации. Люди из окружения, не имеющие возможности выяснить, что он хочет, делают все что угодно, из-за чего человек страдает по поводу невыполненных желаний, а в довершение окружение имеет к нему претензии за то, что он не предпринимает попыток найти общий язык. Конфликтное сознание - любая ситуация нейтральна, а конфликт ее делает наше сознание. Конфликтную ситуацию делает наше сознание. Ассертивное поведение- это середина между повышенной агрессивностью и не конфликтным человеком.