Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы учениками К.Левина в середине 1940-х годов в Бетеле (США) и названы Т-группы. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции на их поведение со стороны окружающих. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других.
Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.
Успешная работа учеников К.Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров обучали эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 году и получили название групп сензитив-ности.
В 1950-х годах в Лейпцигском и Йенском университетах под Руководством М.Форверга был разработан метод, названный со-Чиально-психологическим тренингом (СПТ).Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие Условия для формирования эффективных коммуникативных на-
выков. Практической областью приложения разработанных М.Фор-вергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.
В 1960-х годах возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений {social life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в нашей стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами соционо-мической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
В Педагогическом энциклопедическом словаре психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [69]. Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности, это также и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейро-лингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» [80, с. 144]. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую ак-меологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамарда-швили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропо-техники: научение, учение и игру.
Расширение границ использования понятия «тренинг» связано прежде всего с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимся (развитие компетентности в общении).
Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодействия с другими людьми в социально значимой деятельности и межличностных отношениях, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений, тренинг эмоционального самоконтроля, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта [21, 78].
А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга как «ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» [79, с. 172]. Итак, в настоящее время термином «тренинг» охватывается широкая область социально-психологической практики, пересекающейся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением.
В основе тренинга лежит групповое взаимодействие — интеракция. Существуют разнообразные формы групповой работы: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения и т. п. Участники этих групп при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических и профессиональных проблем, в самосовершенствовании.
Перечислим преимущества групповой формы работы.
1. Групповой опыт помогает в решении межличностных про
блем: человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны,
что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей по
добное открытие само по себе оказывается мощным психотера
певтическим фактором.
2. Группа отражает общество в миниатюре: в группе ярко, вы
пукло моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей,
характерная для реальной жизни участников. Это дает им возмож
ность увидеть и проанализировать в условиях психологической
безопасности психологические закономерности общения и пове
дения других людей и самих себя, не очевидные в житейских си
туациях.
3. Возможность получения обратной связи и поддержки от лю
дей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все
1П4
люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, которое не может быть достигнуто никаким другим способом.
4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспери
ментировать с различными стилями отношений среди равных парт
неров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование
всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказа
ния, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного
«психологического полигона», где можно попробовать вести себя
иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, на
учиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в
атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими,
«сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и
себя и для знакомства с новыми эффективными способами пове
дения, применяемыми кем-либо. Возникающие в результате этого
эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют лич
ностному росту и развитию самосознания.
6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое по
могает прояснить проблемы каждого. Психологическое напряже
ние в группе должно играть конструктивную роль и подпитывать
энергетику групповых процессов. Задача ведущего — не дать на
пряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные от
ношения в группе.
7. Групповая работа облегчает процессы самораскрытия, само
исследования и самопознания. Иначе чем в группе, иначе чем
через других людей эти процессы в полной мере невозможны. Участ
ник получает возможность понять и изменить собственную лич
ность, повысить уверенность в себе.
Тренинг является сравнительно новой формой организации учебного процесса. Относительная новизна этого метода обучения, как отмечает Б. Ц. Бадмаев [2, с. 91], объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распространенность на Западе как метода психокоррекционной работы посредством организации общения в специально создаваемых малых группах (группах тренинга). Во-вторых, он не считался методом массового профессионального обучения.
Тем не менее тренинг все чаще стал применяться в обучении взрослых для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей и т. п. Это
отвечает современным требованиям практики к «психологической технологии» для работы с носителями так называемых коммуникативных профессий (руководителями, педагогами, тренерами, режиссерами и т.п.).
Специфические черты тренингов как групповой формы обучения включают:
- соблюдение определенных принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам груп
пы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и
от самих участников;
- наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек),
периодически собирающейся на встречи или работающей непре
рывно в течение нескольких дней;
- определенная пространственная организация (чаще всего ра
бота в одном и том же отдельном помещении, когда участники
большую часть времени сидят в кругу);
- акцент на взаимоотношениях между участниками группы,
которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и те
перь»;
- применение активных методов групповой работы;
- вербализованная рефлексия по поводу собственных чувств и
•исходящего в группе;
- атмосфера раскованности и свободы общения между участ
никами, климат психологической безопасности.