Усвоение грамоты в процессе обучения

Работа по обучению дошкольников грамоте осуществ­ляется на основе теоретических принципов, разработан­ных Д. Б. Элькониным. Специфически дошкольные формы и методы обучения грамоте на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой. Определив начальное чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели, Д. Б. Эльконин тем самым выде­лил основное содержание обучения чтению — звуковую материю языка.

В специальном исследовании, посвященном изучению возможностей и особенностей усвоения детьми грамоты и выявлению оптимального возраста для этого обучения, Н. С. Варенцова выявила, что дети 5—6 лет обладают из­бирательной восприимчивостью к обучению грамоте; дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, а дети 6 лет — к чтению. В связи с этим Н. С. Варенцова определяет возраст 5 лет как оптимальный для начала обучения звуковому анализу, а 6 лет — наиболее благо­приятный для обучения чтению.

Первый этап обучения грамоте — формирование у пятилетних дошкольников звукового анализа слова — рас­смотрен выше.

На втором этапе происходит усвоение детьми глас­ных букв и овладение способом чтения. Он заключается в формировании особой ориентировки в читаемом слове: ребенок должен уметь находить в слове буквы, обознача­ющие гласные фонемы, приготовиться произнести эти фо­немы и лишь на фоне этой позиции произносить все пред­шествующие согласные фонемы и вслед за ними гласную. Этот основной принцип чтения называется позиционным принципом.

Практически на втором этапе дошкольники учатся получать новое слово при замене в исходном только одной гласной буквы (лук — люк). Единственным их ориентиром в слове является новая гласная буква (так как соглас­ных букв дети еще не знают и обозначают согласные звуки фишками). Только глядя на гласную букву, дети могут «прочесть» новое слово, поняв, какое изменение в связи с заменой гласной буквы происходит с предшествующим согласным звуком.

На третьем этапе дети усваивают согласные буквы и переходят уже непосредственно к овладению слоговым чте­нием.

Одновременно дети учатся грамотному письму (пе­чатанию) сначала постепенно усложняющихся слов, а за­тем предложений с предлогами и союзами.

Основным результатом обучения грамоте Л. Е. Журова считает не достижение плавного чтения, а овладение детьми широкими умениями в работе над звуковой сторо­ной слова, свободное ориентирование в словесном составе предложения и звуковом строении слова. В этом случае обучение грамоте может служить первой ступенью в про­цессе овладения родным языком в широком смысле слова.

Итак, дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это свя­зано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.

На стадии дошкольного детства ведущим видом дея­тельности становится сюжетно-ролевая игра, требующая согласованного выполнения правил. Возросшая самостоя­тельность ребенка открывает возможности для возникно­вения различных творческих видов деятельности (изобра­зительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выпол­нения деятельности.

Благодаря накопленным знаниям, участию в новых, более сложных видах деятельности значительно расширя­ется круг общения детей. Оно становится богаче и разнооб­разнее. Расширение круга общения и стремление к речевым контактам способствуют развитию логической речи — связного высказывания, объединенного одной мыслью и построенного с учетом этой мысли. На протяжении до­школьного детства монологическая речь сосуществует с диалогической. Каждая из форм употребляется в соответ­ствующих условиях общения.

В свою очередь более развитая речь обеспечивает ре­шение более сложных задач общения и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне.

Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарем, грамматическим строем, звуковым составом.

Центральной особенностью дошкольного возраста яв­ляется возникновение к 4—5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым.

Составной частью речевого развития детей 5—6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, яв­ляется осознание ими языковой действительности в про­цессе специально организованного обучения.

Литература

Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2.

Гвоздев А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка//Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.

Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонема­тического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспи­тание дошкольников. М., 1963. С. 213—227.

Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей роли речи ре­бенка//Вопр. психологии. 1968. № 4.

Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника//Учен, зап. ЛГПИ. Л., 1941. Т. 35.

Маркова А. К. Периодизация речевого развития//Вопр. психологии. 1973. № 6.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.

Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обуче­нию грамоте//Вопр. психологии. 1974. № 1.

Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1983.

Эльконин Д. Б. Развитие речи//Психология детей дошкольного воз­раста: Развитие познавательных процессов. М., 1964. С. 115—182.

Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: О формирова­нии предложений в речи детей. М., 1966.

Вопросы для повторения

1. Как проявляется связь развития лексики дошкольника с уров­нем развития их общения со взрослыми?

2. Каковы этапы усвоения дошкольниками смыслового содержания слова?

3. Что лежит в основе «языкового чутья» детей дошкольного воз­раста?

4. Как происходит развитие фонематического слуха детей?

5. Какова последовательность развития планирующей функции ре­чи у детей?

6. Как реализуются коммуникативные формы речи в дошкольном воз­расте?

Практические задания

1. Описанный в данной главе эксперимент на выделение фонем в сло­вах проводился Д. Н. Богоявленским с детьми, не обучавшимися гра­моте. Проведите аналогичный эксперимент с детьми конца пятого — начала шестого года жизни после овладения ими звуковым анализом слова. Смогут ли они объяснить формальную разницу между словами, определяющую различие их смысловых оттенков?

2. Предложите детям 5 лет составить рассказ на определенную тему по заданному плану (например, на тему «Как я помогаю маме» по плану: 1. На кухне. 2. Уборка квартиры. 3. Мои игрушки и книжки). Проанали­зируйте: умеют ли дети излагать свои мысли по предложенному плану; владеют ли контрольными действиями по отношению к речевой деятель­ности (насколько правильно оценивают свой рассказ и рассказ товари­ща), соотносят ли при этом результат действия с заданным способом действия.

3. Изучите особенности выразительности речи детей разного возраста. Зафиксируйте и проанализируйте случаи использования ими при рас­сказывании логического ударения во фразе, изменения порядка слов в предложении с целью изменения его смыслового оттенка.

Наши рекомендации