Усвоение грамоты в процессе обучения
Работа по обучению дошкольников грамоте осуществляется на основе теоретических принципов, разработанных Д. Б. Элькониным. Специфически дошкольные формы и методы обучения грамоте на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой. Определив начальное чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели, Д. Б. Эльконин тем самым выделил основное содержание обучения чтению — звуковую материю языка.
В специальном исследовании, посвященном изучению возможностей и особенностей усвоения детьми грамоты и выявлению оптимального возраста для этого обучения, Н. С. Варенцова выявила, что дети 5—6 лет обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте; дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, а дети 6 лет — к чтению. В связи с этим Н. С. Варенцова определяет возраст 5 лет как оптимальный для начала обучения звуковому анализу, а 6 лет — наиболее благоприятный для обучения чтению.
Первый этап обучения грамоте — формирование у пятилетних дошкольников звукового анализа слова — рассмотрен выше.
На втором этапе происходит усвоение детьми гласных букв и овладение способом чтения. Он заключается в формировании особой ориентировки в читаемом слове: ребенок должен уметь находить в слове буквы, обозначающие гласные фонемы, приготовиться произнести эти фонемы и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие согласные фонемы и вслед за ними гласную. Этот основной принцип чтения называется позиционным принципом.
Практически на втором этапе дошкольники учатся получать новое слово при замене в исходном только одной гласной буквы (лук — люк). Единственным их ориентиром в слове является новая гласная буква (так как согласных букв дети еще не знают и обозначают согласные звуки фишками). Только глядя на гласную букву, дети могут «прочесть» новое слово, поняв, какое изменение в связи с заменой гласной буквы происходит с предшествующим согласным звуком.
На третьем этапе дети усваивают согласные буквы и переходят уже непосредственно к овладению слоговым чтением.
Одновременно дети учатся грамотному письму (печатанию) сначала постепенно усложняющихся слов, а затем предложений с предлогами и союзами.
Основным результатом обучения грамоте Л. Е. Журова считает не достижение плавного чтения, а овладение детьми широкими умениями в работе над звуковой стороной слова, свободное ориентирование в словесном составе предложения и звуковом строении слова. В этом случае обучение грамоте может служить первой ступенью в процессе овладения родным языком в широком смысле слова.
Итак, дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.
На стадии дошкольного детства ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, требующая согласованного выполнения правил. Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности.
Благодаря накопленным знаниям, участию в новых, более сложных видах деятельности значительно расширяется круг общения детей. Оно становится богаче и разнообразнее. Расширение круга общения и стремление к речевым контактам способствуют развитию логической речи — связного высказывания, объединенного одной мыслью и построенного с учетом этой мысли. На протяжении дошкольного детства монологическая речь сосуществует с диалогической. Каждая из форм употребляется в соответствующих условиях общения.
В свою очередь более развитая речь обеспечивает решение более сложных задач общения и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне.
Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарем, грамматическим строем, звуковым составом.
Центральной особенностью дошкольного возраста является возникновение к 4—5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым.
Составной частью речевого развития детей 5—6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, является осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.
Литература
Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2.
Гвоздев А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка//Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.
Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. С. 213—227.
Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей роли речи ребенка//Вопр. психологии. 1968. № 4.
Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника//Учен, зап. ЛГПИ. Л., 1941. Т. 35.
Маркова А. К. Периодизация речевого развития//Вопр. психологии. 1973. № 6.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.
Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте//Вопр. психологии. 1974. № 1.
Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1983.
Эльконин Д. Б. Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. М., 1964. С. 115—182.
Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: О формировании предложений в речи детей. М., 1966.
Вопросы для повторения
1. Как проявляется связь развития лексики дошкольника с уровнем развития их общения со взрослыми?
2. Каковы этапы усвоения дошкольниками смыслового содержания слова?
3. Что лежит в основе «языкового чутья» детей дошкольного возраста?
4. Как происходит развитие фонематического слуха детей?
5. Какова последовательность развития планирующей функции речи у детей?
6. Как реализуются коммуникативные формы речи в дошкольном возрасте?
Практические задания
1. Описанный в данной главе эксперимент на выделение фонем в словах проводился Д. Н. Богоявленским с детьми, не обучавшимися грамоте. Проведите аналогичный эксперимент с детьми конца пятого — начала шестого года жизни после овладения ими звуковым анализом слова. Смогут ли они объяснить формальную разницу между словами, определяющую различие их смысловых оттенков?
2. Предложите детям 5 лет составить рассказ на определенную тему по заданному плану (например, на тему «Как я помогаю маме» по плану: 1. На кухне. 2. Уборка квартиры. 3. Мои игрушки и книжки). Проанализируйте: умеют ли дети излагать свои мысли по предложенному плану; владеют ли контрольными действиями по отношению к речевой деятельности (насколько правильно оценивают свой рассказ и рассказ товарища), соотносят ли при этом результат действия с заданным способом действия.
3. Изучите особенности выразительности речи детей разного возраста. Зафиксируйте и проанализируйте случаи использования ими при рассказывании логического ударения во фразе, изменения порядка слов в предложении с целью изменения его смыслового оттенка.