Глава VII. Дистантное консультирование «Телефон
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет имени И. Я. Яковлева»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
Чебоксары 2009
УДК 37.015.3:378.16
ББК 88. 492
П – 836
Психологическое консультирование :учебное пособие / сост. И. Н. Петрова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 250 с.
Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева».
Рецензенты:
Петрова Л. А.,кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной психологии ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»;
Славутская Е. В.,кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;
Чернова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
В пособии рассматриваются основные техники и приемы психологического консультирования и стратегии работы с различными типами клиентов. Подробно представлена организация психологической помощи, ориентированной на сохранение психологического здоровья у детей и подростков. Описаны принципы, основные направления, технологии, применяемые как в работе с группой, так и в индивидуальной работе.
Предназначено для студентов, психологов, начинающих консультантов; будет полезно всем, кто интересуется проблемами взаимоотношений: педагогам, медикам, социальным работникам, менеджерам.
© Петрова И. Н., составление, 2009
© ГОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева», 2009
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………..5
Глава I. Введение в консультацию…………………………………..6
1.1. Определение и цели психологического консультирования ……..6
1.2. Психологическое консультирование и психотерапия…………..10
1.3. Теории личности и практика консультирования………………...13
1.4. Структура процесса консультирования …………………………17
Глава II. Личность психолога-консультанта …………………….19
2.1. Роль и место консультанта в консультировании………………...19
2.2. Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта…………………………………………………………………..21
2.3. Система ценностей консультанта………………………………...27
2.4. Этические принципы в психологическом консультировании….29
2.5. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта……………………………………………………………………………33
2.6. Профессиональная подготовка консультанта…………………...36
Глава III. Консультативный контакт……………………………...38
3.1. Модель кабинета практического психолога…………………….38
3.2. Определение консультативного контакта………………………..56
3.3. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата………………………………………………………………….60
3.4. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Создание обоюдного доверия………………………………………………………63
3.5.Навыки поддержания консультативного контакта ……………..68
3.6. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии...74
Глава IV. Процесс психологического консультирования ………79
4.1. Первая встреча с клиентом………………………………………..79
4.2. Оценка проблем клиента………………………………………….85
4.3. Процедуры и техники консультирования …………….…………95
4.4. Советы начинающему консультанту……………………………113
Глава V. Специальные проблемы психологического консультирования………………………………………………………………………123
5.1. Консультирование тревожных клиентов……………………….123
5.2. Консультирование при реакциях страха и фобиях…………….130
5.3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов………………………………………………………………………….133
5.4. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов…………………………………………………………………………….135
5.5. Консультирование при переживании вины…………………….138
5.6. Консультированиеистерических личностей …………………..140
5.7. Консультированиеобсессивных личностей ………………...…142
5.8. Консультирование шизоидных личностей……………..………145
5.9. Консультированиеасоциальных личностей ………………...…148
5.10. Консультирование при алкоголизме…………………………..149
5.11. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами…………………………………………………………………….…..154
5.12. Консультированиеклиентов с депрессией и суицидальными намерениями………………………………………………………………....157
5.13. Консультирование при переживании утраты…………………164
5.14. Консультирование при сексуальных проблемах ……………..169
Глава VI. Возрастно-психологическое консультирование…….174
6.1. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте ………………………………………………………………………174
6.2.Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития …………………………………...181
6.3. Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики…………………………………………………..….189
6.4. Психологические трудности дошкольника ……………………192
6.5. Проблема готовности ребенка к школьному обучению ………199
6.6. Проблемы младшего школьного возраста ……………………..202
6.7. История развития ребенка……………………………………….206
Глава VII. Дистантное консультирование «Телефон
доверия»……………………………………………………………...212
7.1. История развития телефонной помощи………………………...212
7.2. Причины обращения в телефонную консультацию……………213
7.3. Роль и задачи консультантов «Телефона доверия»…………….214
Глава VIII. Производственное консультирование………………217
8.1. Прием на работу………………………………………………….217
8.2. Консультирование руководителя……………………………….219
8.3. Конфликты в коллективе………………………………………...221
Глава IX. Семейное консультирование…………………………..223
9.1 Определение и функции семьи…………………………………..223
9.2. Стадии развития семейных отношений………………………...225
9.3 Особенности работы психолога-консультанта с семьей………..227
Библиографический список………………………………………….236
Приложение…………………………………………………………...237
Глоссарий……………………………………………………………...242
ПРЕДИСЛОВИЕ
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие является попыткой ответить на многие вопросы, волнующие прежде всего начинающих психологов-практиков и возникающие при ведении психокоррекционного приема широкого профиля.
Хотелось бы также кратко остановиться на особенностях использования некоторых слов в данном пособии. Так, слова «клиент» и «консультант» являются в русском языке существительными мужского рода и более правильно было бы всякий раз, употребляя их, писать «клиент/-ка/», «консультант», он/она и соответственно употреблять и глаголы, относящиеся к ним, например, «клиент/-ка/ сделал/-а/, сказал/-а/» (аналогично – со словами «супруг» и «партнер»). Однако, поскольку это в значительной мере усложнило бы восприятие и понимание текста, то, эти термины будут использоваться исключительно в мужском роде, подразумевая человека вообще. В тексте также, наряду со словом «консультант», для обозначения профессионала, осуществляющего психологическое воздействие, используется слово «психолог»; в данной работе они употребляются как синонимы, точно так же, как и слова «прием», «беседа», «процесс консультирования» употребляются как синонимы, обозначающие консультативное воздействие как таковое.