Психологические теории личности

Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии. Основой теории личности служат определенные исходные положения о природе человека.

Теории личности выполняют две основные функции:

1) обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий;

2) предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на

шести самостоятельных аспектах поведения человека:

ü структуре,

ü мотивации,

ü развитии,

ü психопатологии,

ü психическом здоровье

ü изменении поведения посредством терапевтического воздействия.

I. Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

  Эго “Я”    
 
Ид “Оно”
Супер Эго “Сверх-Я”    
С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: · сознание; · предсознательное; · бессознательное.   В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).  

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Либидо, Эрос) и инстинкт смерти (Мортидо, Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости.

Развитие личности проходит через следующие стадии:

1. Оральная (длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью);

2. Анальная (длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфинктеры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией);

3. Фаллическая (занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий);

4. Генитальная (приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека).

Не является стадией психосексуального развития латентный период (длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов).

Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера (орального, анального, фаллического).

Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и принудительно-аккуратными

.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную.

Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ Эго использует ряд защитных механизмов: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

Концепции психоанализа имеют множество приложений в повседневной жизни. Одно из наиболее значительных – психоаналитическая терапия – использует достаточно хорошо апробированные методы:

· метод свободных ассоциаций (ассоциации на список простых слов – фиксируется время раздумья, если долго, то может быть конфликт);

· интерпретацию сопротивления и

· анализ переноса (контрпереноса).

II. Индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного (цель теории – оказание помощи людям в понимании себя и других).

Основные принципы его теории следующие:

- индивидуум как самосогласующаяся целостность,

- человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству,

- индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность,

- социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

По Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

Четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни:

(опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению основным жизненным задачам)

- управляющий тип;

- получающий тип;

- избегающий тип;

- социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок.

Последним конструктом, на который делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества (как показатель психологического здоровья).

III. Теория аналитической психологии К. Юнга (1875–1961).

Основное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается природы либидо.

Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному развитию человека, а не сексуальную (как Фрейд).

Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Три структуры личности:

ü Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго представлено все, что человек осознает.

ü Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

ü Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт.

Наиболее значительными архетипами в теории Юнга являются:

1. персона (роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих);

2. тень (подавленная, темная, животная сторона личности человека);

3. анима (феминные качества мужчины);

4. анимус (маскулинные качества женщины);

5. самость (центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации). Символом архетипа «самость» является мандала – символическое выражение целостности Эго (также имеет название «магические круги»).

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.

Выделил четыре психологические функции:

-

рациональные     иррациональные
мышление,

- чувство,

- ощущение,

- интуиция.

Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертированный мыслительный тип).

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделял движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящего на протяжении всей жизни, он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации.

IV. Эго-теория личности Э. Эриксона (1902–1993).

Сделал упор на динамике развития Эго на протяжении жизненного цикла.

В отличие от Фрейда у Эриксoна Эго предстает как автономная личностная структура. Эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время.

Последовательное развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

Жизненный цикл человека включает восемь психосoциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса, или решающий этап в жизни человека.

  Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Базальное доверие
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Базальное недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка. Автономия
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Стыд и сомнение
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, наличие возможностей. Инициатива
Отсутствие возможностей, неодобрение активности Вина
Стадия 4 (от 6 до 11 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки. Трудолюбие
Плохое обучение, отсутствие руководства Чувство неполноцен-ности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Идентичность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие. Интимность
Одиночество, остракизм Изоляция
Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность. Продуктивность
Обеднение личной жизни, регрессия Инертность, застой
Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Целостность эго
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Отчаяние

Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

V. Гуманистическая теория личности Э. Фромма(1900–1980) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности:

1) потребность в установлении связей;

2) потребность в преодолении;

3) потребность в корнях;

4) потребность в идентичности;

5) потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями.

Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд.

VI. Социокультурная теория личности К. Хорни (1885–1952)отвергла постулат З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной.

Отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности.

Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой.

В отличие от здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям».

У невротической личности обычно преобладает одна из них.

К. Хорни не соглашалась с З. Фрейдом по поводу зависти женщины к пенису: она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей.

Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.

В объяснении развития личности женщины Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин.

VII. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера(1904–1990)

Необихевиорист, работал в концепции «стимул-реакция».

Он утверждал, что поведение человека детерминировано и предсказуемо.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное как ответ на знакомый стимул и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.

По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно объяснить в терминах реакций на окружение.

Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера.

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Четыре различных режима подкрепления:

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного подкрепления (удовольствие) → если вслед за желательной реакцией человека следует вызывающий приятные ощущения стимул (положительное поощрение) Удаление аверсивного (болевого) стимула → если вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции (отрицательное поощрение)
Наказание Предъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму и т. п.) → если за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятных ощущений и переживаний подкрепляющий стимул (положительное наказание) Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.) → если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции человека (отрицательное наказание)

Скиннер боролся с использованием аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

VIII. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры (род. в 1925 г.), который описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных (поведенческих), когнитивных (познавательных) и относящихся к окружающей среде факторов.

Основная теоретическая концепция Бандуры – моделирование, или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры.

Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию.

В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции – информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, т. е. наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкрепляют свое собственное поведение.

Саморегулирование (то, как люди регулируют свое поведение) также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придается в основном процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Кроме того, Бандура рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя.

Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

IX. Феноменологическая теория личности К. Роджерса(1902–1987).

Центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний.

Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают переживаний, воспринимаемых как Я-отрицающие.

Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной реальностью с точки зрения восприятия человека является субъективная реальность – личный мир его переживаний.

Центральное место в этом субъективном мире принадлежит «Я-концепции», наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие «Я-концепции», являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной «Я-концепции», которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание.

В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.

Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их «Я-концепцией». Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между «Я-концепцией» и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность своего «Я» с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между «Я-концепцией» и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии. В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Такие люди в системе Роджерса называются «полноценно функционирующими».

Я-идеальное (Я-концепция)
Я-реальное (Я-оранизмическое)
большой разрыв вызывает невроз

В психотерапии широко применяется подход Роджерса – терапия, центрированная на человеке. К. Роджерс придавал взаимоотношениям «психотерапевт – клиент» исключительную важность. Цель терапии—ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.

Наши рекомендации