Системный подход к вопросу о структуре личности
Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики,
в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскры-тие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход в психологии и теории личности является попыткой применения общей теории систем к описанию сложных психических явлений и взаимодействий. Он обещает внести определенный порядок в большом объеме накопленной, но недостаточно систематизированной психологической информации, решить ряд конкретных задач, связанных с целостным представлением психики и личности человека.
Большое влияние на распространение системного подхода в психологии личности оказала теория функциональных систем П.К. Анохина, на основании которой стало возможным воссоздание психофизиологической системы организма.
Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения.
Эта тенденция проявилась в исследованиях Г. Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности. В чрезмерном увлечении факторным анализом и компью-терной психодиагностикой он усматривал препятствие для описания личности как сложной психо-логической системы. Согласно его видению, личность всегда включена во внешнюю – социаль-ную – систему, представляя собой внутреннюю систему, которая должна справиться с внешней.
Данный подход (принцип) является признанием того, что всякое сложное явление представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности. Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами личности – познавательная задача, работа над которой позволяет почувствовать ограниченность возможностей человеческого мозга. Следовательно, каноны системного подхода трудно соблюсти при описании личностной структуры.
Идея системного подхода состоит в том, чтобы представить изучаемое явление в виде системы, то есть такого целостного образования, отдельные звенья которого пронизывают своим влиянием друг друга настолько глубоко, что перестают быть просто “частями” целого и становятся носителями свойств всей системы. Наиболее ярко системный принцип строения целого наблюдается у живых организмов с их системами функционирования и жизнеобеспечения. Нервная система, волокна которой связывают в единое целое даже самые отдаленные участки тела, ни пространственно, ни функционально не является частью тела хотя бы потому, что ее нельзя отделить от других структур организма. Подобным образом когнитивная система личности, включая все функции информационного обеспечения жизни и деятельности, неотделима от “некогнитивных” механизмов психики – эмоциональных, мотивационных, психомоторных.
Представление о системной природе психики исходит из здравого смысла. Эффективная жизнь и деятельность человека предполагают по крайней мере два условия. Во-первых, внутренние силы, образующие личность, должны действовать более или менее согласованно, приходя в конечном счете к единству, сосредоточенности и к полезному результату. Во-вторых, всегда должно быть продуктивное взаимодействие с внешней средой. “Встроенность” личности во внешнюю социальную среду должна быть личностной, а отношения, связывающие одного человека с другими, – межличностными в полном смысле этого слова. Значит внешняя система человека является системой межличностных отношений.
Таким образом, системный подход к изучению личности – признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными “органами”, реализу-ющими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.
Человек входит в множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – это существо физическое (биологическое, разумное, социальное, нравственное и т.д.), то это значит, что имеется соответствующая система, звеном которой он и является. Попытка дать психологическую характеристику человека без указания системы, к которой он принадлежит, лишена смысла. Свойства, состояния и отдельные функции имеют смысл только внутри системы отношений, как, например, “привлекательный”, “милый”, “авторитетный”, “властный” и т.д.
Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества. Эти свойства раскрываются как системные. Это значит, что при их исследо-вании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение.
Рассмотрим, как принцип системности реализуется для поиска системных качеств человека. Одной из самых широких систем, к которой принадлежит человек, является биосфера, то есть область жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Биосфера, в свою очередь, является звеном системы космоса. А.Л. Чижевский доказывал, что “поток электронов и протонов, вылетающий из жерла солнечного пятна и пролетающий мимо Земли, вызывает огромные возмущения во всем физическом и органическом мире планеты: резко увеличивается число внезапных смертей, эпидемий, случаев сумасшествия, эпилептических припадков, несчастных случаев вследствие шока в нервной системе и т.д.”. Следовательно, качества человека как звена биосферы проявляются в большей или меньшей чувствительности к биосферным возмущениям, в динамике работоспособности, в приступах депрессии и т.д.
Аналогичным образом могут быть рассмотрены качества человека в системах разных биологических популяций. В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как “индивид”, целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида “человек” является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются биологией, генетикой и т.д., то есть комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека, и получают соответствующие названия – биологические, генетические и т.п.
Человек как “элемент” в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизни и деятельности в обществе. Системное качество специфично тем, что оно не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в той или иной общественной системе. Социальные системные качества отличаются от природных тем, что вне общества теряют свой смысл. Социальные системные качества личности – качества личности, которые приобретаются в ходе жизни и деятельности в обществе; отличаются от природных тем, что вне общества теряют свой смысл. Огромный пласт черт и качеств личности – альтруизм, нравственность, политическая активность, справедливость, родительский “инстинкт”, “чувство национальной гордости” и множество других аналогичных, нужны человеку только для жизни в общественной, межличностной среде. За ее пределами (если это только можно представить) эти качества не могут проявиться, если даже они каким-то образом и сформировались бы. Правда, это утверждение не означает, что социальные системные качества не имеют под собой биологической, нейрофизиологической основы, соответствующих задатков и механизмов функционирования и развития. Без этих задатков процесс социализации индивида был бы невозможен, что подтверждается трагическими “экспериментами” природы и негативными биологическими последствиями экологических и техногенных катастроф современности.
Не только человек, но и все объекты его мира приобретают системные социальные качества, просто потому, что служат человеку и никому кроме него не нужны. Эти объекты являются носителями функциональных системных качеств. Стоит вырвать любой из этих природных объектов из системы общества, и он теряет свои социальные системные качества.
К числу главных свойств человека, обеспечивающих его участие в социальных системах, которые играют роль системообразующего фактора, следует отнести “триаду” А. Адлера, то есть способность человека решить “три главных вопроса: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака”.
Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества: в больших и малых социальных группах – семье, этнической общности, организации или дружеской компании. Существование человека одновременно в различных социальных подсистемах, обладающих порой взаимоисключающими ценностями и целями, является условием развития самосознания личности. Включенность в разные социальные группы способствует формированию социальной зрелости, неотъемлемой стороной которой является самостоятель-ность личности. “Социальные ожидания одних групп, административные предписания других создают предпосылки для возникновения в личности многих “Я”, спорящих друг с другом”.
В этой связи любопытно обратиться к идеям середины XIX века. Тогда К.Д. Кавелин объяснял медленное развитие “начала личности” в русско-славянских племенах слабой дифферен-цированностью общественной жизни. “Семейственный быт и отношения не могли воспитать
в русском славянине чувство особности, сосредоточенности, которое заставляет человека проводить резкую черту между собою и другими и всегда и во всем отличать себя от других. Начало личности у них не существовало”.
Экспериментальные работы, выполненные под руководством Б.Г. Ананьева, позволили вскрыть системные механизмы становления некоторых свойств личности, которые заключаются в многократном опосредовании социальными свойствами личности индивидуальных свойств (например, подвижность или инертность, тип метаболизма и т.д.). В результате такого взаимодействия происходит объединение разных социальных, социально-психологических и психофизиологических характеристик в сложные личностные образования. В исследовании были получены серии корреляционных плеяд, включающих связи характерологических черт, интеллекта, различных психомоторных, вегетативных, биохимических функций. Обобщая полученные результаты, Б.Г. Ананьев писал: “В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложно ветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности”.
Таким образом, в психологической теории давно уже предпринимаются попытки определения личности как системы (отношений к миру, социальных ролей, диспозиций, установок и т.д. как способов включения в социум). Личностные атрибуты общества – общественные институты, традиции, ценности и понятия о личности, которые благоприятствуют личностному развитию.
Во второй половине ХХ века состоялось несколько масштабных дискуссий по проблеме личности, в основном концентрировавшихся вокруг проблем ее структуры. Предпринимались попытки рассмотреть личность как целое – систему, включенную в общественные отношения, общение (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др.), как развивающуюся систему (Л.И. Анцыферова), в том числе в коллектив (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петров-ского), и личностных “вкладов” в другого человека В.А. Петровского). Большой вклад в развитие структурного подхода к изучению личности внесли работы К.К. Платонова, В.С. Мерлина,
Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и др. Данные теории привлекательны тем, что в них личность рассматривается как сложная система, взаимодействующая с внешним миром и развивающаяся в результате этого взаимодействия. Системный подход к изучению личности – принцип, согласно которому личность представляет собой динамическую психологическую систему взаимодействия свойств, выполняющую функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.
Личность как система обладает следующими свойствами:
1) потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои “входы и выходы” и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации;
2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться;
3) наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;
4) определенным внутренним равновесием – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;
5) тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов;
6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;
7) функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей достижения намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества.
Системный подход к личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методологические основы психологии личности включают теоретические положения, которые относятся к самым разным аспектам изучения личности, а также к психологической практике, ориентированной на развитие и коррекцию самочувствия и поведения человека. При решении разнообразных личностных вопросов приходится иметь дело с такими категориями, как свойства личности, человеческая индивидуальность, личностный уровень активности, индивидуальное развитие человека, стадии развития личности, структура личности и др.
Внимание к этим категориям, надлежащее их толкование обеспечивает гуманистическую ориентацию всех отраслей психологии, предостерегает от уподобления психологических закономерностей законам, действующим в предметном, безличностном мире.
Методологическая проблематика теории личности полезна как при начальном знакомстве, так и на последующих этапах познания психологии личности. В первом случае она служит своего рода введением в теорию личности, а во втором – логическим основанием, позволяющим связывать новую информацию с узловыми положениями данной теории.