IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности занятий физической культурой

Как известно, учебной программой по физической культуре в школе предусмотрены ежедневные самостоятельные занятия дома. Обеспечить выполнение программы в полном объеме можно только при соответствующей организации самовоспитания учащихся. Для этого необходимо содействовать формированию их инициативности, самостоятельности, творческой активности, способности регулировать и совершенствовать свое поведение.

Организация самовоспитания школьников требует учета многих условий.

Самовоспитание — это сугубо добровольная деятельность. Надо увлечь школьников идеей самовоспитания, сделать ее потребно-

стью. Для этого учитель должен знать предпосылки самовоспитания. Их делят на две группы: внешние и внутренние. К внешним предпосылкам относятся:

а) знание учителем методики самовоспитания;

б) высокая стадия развития детского коллектива;

в) органическое включение приемов самовоспитания в жизне
деятельность школьника.

Управление процессом самовоспитания связано с умением активизировать внутренние силы учащихся, стимулировать их на самомобилизацию.

Высокий уровень развития коллектива обусловлен высокой внутриколлективной требовательностью. Она должна предшествовать организации самовоспитания.

Самовоспитание должно стать неотъемлемой частью воспитательного процесса. Учащиеся должны сами отдать предпочтение самовоспитанию, стремясь освободиться от воспитательной опеки.

К внутренним предпосылкам относятся:

а) определенный уровень самосознания и самопознания;

б) интерес учеников к собственному внутреннему миру;

в) принятие нравственного образца;

г) развитие воли.

При наличии внешних и внутренних предпосылок для развития самовоспитания оно может осуществляться в двух формах: коллективной и индивидуальной.

Коллективная форма самовоспитания предполагает принятие учениками совместных обязательств по добровольному выполнению различной деятельности на уроках физкультуры. Эти обязательства могут быть приняты под девизом:,«На уроке физкультуры— ни одного пассивного», «К 9 мая сдать все нормы ГТО» и др. Они должны быть обсуждены на классном собрании. Обязательства, принятые большинством голосов, становятся законом. Их выполнение контролирует актив класса.

Коллективные обязательства по самовоспитанию способствуют выработке у подростков и старших школьников единых оценок поведения, устойчивого общественного мнения, а в конечном счете— укреплению и сплочению классного коллектива.

Индивидуальная форма представляет собой самообязательства конкретного ученика, которые принимаются с учетом его индивидуальных особенностей. Она предполагает высокий уровень взаимоотношений учителя и ученика, основанных на искренности, доверии, внутреннем уважении. Самообязательства включают ежедневные домашние задания по физкультуре.

При организации самовоспитания необходимо соблюдать следующие правила: программа по самовоспитанию должна быть конкретной и логичной; принятые самообязательства должны иметь точные временные рамки; новые обязательства могут быть приняты только после выполнения старых; работа над собой должна регулярно оцениваться коллективом.

Программа самовоспитания раскрывает его содержательную сторону и способы его реализации, т. е. определяет что и как во-

спитывать. Например, ученик VII класса Н. составил следующую программу по самовоспитанию сдержанности: «1) не грубить, даже когда зол и расстроен; 2) не обижаться по пустякам; 3) не давать волю рукам; 4) не раскисать при неудачах».

Самовоспитание будет эффективно, если строго соблюдаются этапы его организации.

I этап —помочь учащимся правильно оценить свои недостат
ки в развитии нравственных, волевых, физических качеств, меша
ющихся успешно заниматься физической культурой; увлечь идеей
самовоспитания; выдвинуть его перспективы; актуализировать дей
ственные мотивы (утвердить свою самостоятельность, быть силь
ным, чтобы постоять за себя, завоевать признание в коллективе,
победить в общешкольных, районных, городских соревнованиях
и др.)- Предварительно необходимо выявить структуру мотивов и
интересов к занятиям физическими упражнениями.

II этап — организовать практическую деятельность школьников
по самовоспитанию. Этот этап осуществляется с помощью следую
щих приемов:

а) взятие письменных самообязательств — добровольное зада
ние самому себе;

б) устный самоотчет — ретроспективный взгляд на свое пове
дение, свои поступки за определенное время. Он повышает ответ
ственность за взятые обязательства, приучает отдавать отчет себе
и другим в своих действиях и поступках, в проявлении нравствен
ных, волевых, физических качеств, служит средством обмена опы
том;

в) письменный самоанализ по истечении сроков самообяза
тельств. Он учит вскрывать причины своих успехов и неудач, раз
вивает самосознание и способствует самопознанию. На основе са
моанализа берутся новые обязательства;

г) самоконтроль в виде дневника. Он играет роль внутреннего
регулятора;

д) самооценка. Она развивает умение смотреть на себя со сто
роны, помогает вырабатывать объективные критерии своих поступ
ков, что позволяет предупредить переоценку или недооценку своих
возможностей. В результате повышается требовательность к соб
ственной личности.

III эта п —сформировать потребность в систематической рабо
те над собой; в результате отпадает необходимость во внешнем
контроле.

Наши рекомендации