Воображение и творческая деятельность личности
Индивидуальные различия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени их соотнесенности с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются эти различия видом деятельности, они проявляются и умением подчинять
воображение поставленной цели, включать его в творчество. Творчество — это высший уровень познания.
Творчество — сложный психологический процесс. Существует он как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Но особое место в нем занимает воображение. Полет фантазии в творческом процессе любого вида деятельности обеспечивается знаниями, опытом, подкрепляется целеустремленностью, настойчивостью и сопровождается определенным эмоциональным фоном. В настоящее время психология научного творчества— одна из наиболее перспективных областей психологической науки.
Значение воображения в спортивной деятельности
Воображение необходимо в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной. Например, волевой акт, обязательный во всех без исключения видах спорта, требует хорошо развитого воображения — представления о цели, средствах и результатах предпринимаемого действия. Воображаемые ситуации, предметы, образы выполняют роль мотивов волевых действий.
Спортивная деятельность открывает широкий простор для проявления творчества и развития воображения.
Воображение необходимо спортивному педагогу, тренеру для успешного осуществления педагогической деятельности. Обучая и воспитывая своих учеников, тренер проектирует личность спортсмена, старается предвидеть процесс ее формирования, поступки (даже возможные проступки) спортсмена, его результаты. Воображение необходимо тренеру для успешного руководства спортивным коллективом в условиях соревнования. Уясняя задачу, оценивая обстановку, принимая решения, тренер пытается заглянуть мысленно вперед, представить возможные действия своих учеников и их противников. Развитое воображение дает возможность тренеру понять замысел противника, спланировать ход тактических действий своих спортсменов, принять обоснованные решения и реализовать их.
Спортсмен также должен обладать хорошо развитым воображением. Оно помогает ему лучше понять поставленную задачу и свою роль в ее выполнении, проявить инициативу. Воображение спортсмена играет особенно большую роль, когда приходится действовать в условиях дефицита времени, в сложных, а порой и опасных ситуациях.
Развитие воображения у спортсмена тесно связано с развитием его личности, обусловлено развитием его психики — мотивов деятельности, характера, способностей, знаний, умений, навыков, познавательных, мнемических, эмоциональных процессов, воли. Воображение, как активный творческий процесс, может развиваться только в активной; и творческой деятельности, по мере накопления опыта в ее осуществлении. Особую роль в развитии воображения у спортсмена играет спортивное соревнование.
Спортивная деятельность требует развитого оперативного мышления и воображения как основы предвосхищения. Предвидеть будущие свои действия, действия и поведение противника, прогнозировать и проектировать развитие тактических действий — едва ли не важнейшая задача во многих видах спорта, особенно в спортивных играх и единоборствах. За каждым действием партнеров и противников спортсмен должен «увидеть» своим воображением складывающуюся ситуацию, весь ход спортивной борьбы.
Воображение развивается по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на знания, практический опыт и на большой запас представлений. Развитие воображения должно носить целенаправленный характер в связи с потребностями той или иной практической деятельности, в частности спортивной. При этом необходимо иметь в виду формирование как общей способности воображения, так и специальной (в зависимости от вида спорта). Для развития воображения необходимо: а) всемерно расширять запас специальных знаний и представлений, б) воспитывать способность мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его «внутренним» зрением и слухом, предствлять его не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, добиваясь этого путем систематических активных тренировок.
Развитие и воспитание воображения является важным условием формирования личности.
РЕЧЬ
Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве. Речь, по словам К. Маркса, «есть непосредственная действительность мысли» *. Это единство возможно благодаря существованию языка.
Язык — это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. Язык — продукт общественно-исторического развития человеческого общества. С точки зрения исторического материализма язык возник с возникновением общества, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Глубокую оценку роли слова в психике человека дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»**.
В мире существует более 5000 языков. Каждый имеет определенный словарный фонд и грамматический строй. В общении человек использует лишь незначительную часть языкового богатства.
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 448. ** Там же, с. 29.
Речь — это практическое применение человеком языка в целя: общения с другими людьми.
Речевая деятельность человека и язык изучаются не толькс психологией, но и другими науками, прежде всего лингвистикой. В последнее время быстрыми темпами развивается пограничная дисциплина — психолингвистика.