Психология труда как профессия и как учебная дисциплина

Объективно существующая область приложения сил человека в роли специалиста по психологии труда может быть охарактеризована прежде всего перечнем трудовых постов, которые он может правомочно занимать, а также системой реальных задач в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, решение которых требует психологической компетенции, психологических подходов.

Где и кем может с пользой для других работать человек, образованный в психологии труда?

• В отделе (лаборатории, группе) научной организации труда предприятия. Возможные задачи: участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам; психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации, а также проектирования более совершенных рабочих мест; участие в анализе и создании факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком смысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов; участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, социального развития производственного коллектива и личностного развития работников; анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, рационализации трудовых процессов; участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение психодиагностических исследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профессии (при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства); работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" работников, занятых напряженным трудом; организация и осуществление психотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зависимости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик); разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социального климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.).

• В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествующем пункте.

• В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эргономической, инженерно-психологической проработке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).

• В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном и др.). Основные задачи: информационно-профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи; консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.

• В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профессионального образования. Возможные задачи: изучение, анализ и распространение передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.

• В методическом кабинете, ориентированном на общеобразовательную школу (в области трудового обучения, воспитания, профориентации, профконсультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастерства педагога).

• На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. в техникуме; следует иметь в виду, что в последнее время много возникло малопонятных новых названий, учебных заведений — ."колледжей" и пр., — так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками). В обсуждаемом случае психолог ведет прежде всего преподавание профессионально профилированных курсов психологии.

• В непсихологическом вузе (преподавание основ психологии как необходимой информационной основы становления будущего профессионала того или иного типа).

Кроме указанных случаев, дипломированный специалист-психолог труда может работать всюду, где могут работать и другие выпускники факультета психологии университета.

Следует учесть, что область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно приступить). Более полное представление по данному вопросу можно составить только после освоения предлагаемого пособия, соответствующей специальной литературы и практического опыта. И, добавим, это представление у развивающегося профессионала все время меняется, обогащается в ходе жизненного пути.

Профессиональная общность психологов труда еще относительно малочисленна. Понятно, что она является органичной частью Российского психологического общества (РПО), организованного на рубеже 1994 и 1995гг. [241]. Некоторой формой организации являются эпизодические контакты выпускников с соответствующими — "выпускающими" — кафедрами. Идеальная структура этой общности нам представляется такой: основное ядро, основной массив ее — это психологи-практики, успешно адаптировавшиеся на производстве (понимаемом в широком смысле слова). Например, кто-то организовал на предприятии "комнату" психологической разгрузки рабочих, занятых напряженным трудом (дело, конечно, не в самой комнате как помещении, а в том, какие специальные процедуры в ней проводятся), кто-то нашел себя в деле сенсорной тренировки профессионально важных качеств и сделал тем самым очевидной для трудового коллектива и его руководителей полезность психологии, кто-то успешно занимается оптимизацией психологического "климата" на предприятии, кто-то применяет психологические средства борьбы с ненормальной текучестью кадров, кто-то успешно (т. е. с очевидной для других пользой) занимается профотбором, профконсультацией, участвует в рационализации и проектировании новых рабочих мест, кто-то умело консультирует руководителей "фирм" по вопросам организационного развития этих новообразований (которые, вообще говоря, проходят фазы развития и, в частности, могут и "разваливаться", претерпевать крах).

В зоне приложения сил этих психологов и рождается то, что прежде всего можно назвать профессиональной культурой психологии труда в целом, а именно жизнеспособной культурой нашей профессии. И этой культуре (как совокупности достижений специалистов) должно прежде всего соответствовать содержание образования будущих психологов труда. Что касается соответствующих работников вузов, то это сравнительно небольшая группа людей, задача, призвание и оправдание бытия которых — выявление, структурирование этой профессиональной психологической культуры, хранение и передача специальными приемами другим, а также в меру разумения и близости к практике обогащение ее; в связи с этим создание условий для образования и самообразования студентов, воспитания и самовоспитания их как будущих профессионалов. В современной конкретной ситуации некоторого отрыва психологического образования от практики сказанное означает и задачу определенной коррекции научных интересов работников вуза и их самообразования в области, в частности, профессиоведения новых профессий и (это вечный вопрос) массовых рабочих профессий.

Укажем также те профессиональные общности, которые наиболее родственны рассматриваемой. Существуют люди, имеющие психологическую подготовку в системе высшего и среднего специального образования (педагогического, технического, культурно-просветительного, библиотечного). Так, воспитатели дошкольных учреждений оканчивают педучилище (или иначе называемое ныне, но аналогичное по содержанию образования), где преподается, в частности, и психология. Она преподается в инженерно-педагогических учебных заведениях, в пединститутах, медицинских и технических вузах, в институтах культуры, в учебных заведениях по подготовке и переподготовке государственных служащих и др. Соответствующие практические работники в состоянии уже на некоторой научно-психологической образовательной базе усваивать и строить полезное психологическое знание, обслуживающее профессиональные действия их и их коллег. Часто это знание остается достоянием индивидуального сознания, характеризует уникальный индивидуальный опыт соответствующих людей. Но все же оно не является житейским в том значении слов, которое имеется в виду, когда говорят о неадекватных понятиях детей, противопоставляя их научным понятиям. Речь может здесь идти об истинном и полезном психологическом знании о труде и людях труда (инженерах, педагогах, работниках художественной культуры, государственных служащих и т.д.).

Существуют, наконец, люди, пока не изучавшие собственно научную психологию, но тем не менее так или иначе производящие адекватное психологическое знание о трудящемся человеке, об обслуживаемом человеке и его поведении, деятельности. Так, например, способные руководители, мастера-наставники на производстве, работники отделов подготовки кадров предприятий, работники сферы обслуживания в ходе взаимодействия с людьми начинают хорошо "разбираться в людях", т. е. создают о них адекватное психологическое знание, позволяющее ориентироваться в текущей социальной обстановке и даже прогнозировать ее изменения, и соответственно этому успешно строят свое профессиональное поведение, свою деятельность. Одна из возможных задач психолога труда как специалиста — научное изучение и систематизация этого ценного опыта, который обычно ускользает от "серьезной" науки.

Существование и развитие психологии труда как науки во многом будет зависеть от того, насколько она сумеет внимательно отнестись ко всем источникам психологического знания о труде и трудящемся.

В случае, если отрасль науки достаточно выражена (значительным числом публикаций, практическими операциями) и если стала очевидной необходимость ее культивирования, развития, рано или поздно организуется подготовка соответствующих специалистов. В связи с этим возникает вопрос о построении соответствующей учебной дисциплины, системы учебных предметов в профессиональной школе. Задача учебных дисциплин в данном случае — обеспечить улучшенное воспроизводство профессиональной культуры специалистов, занятых в психологии труда. Профессиональная культура — объект функциональный, а не вещественный. Она существует только до тех пор, пока существуют люди, овладевшие определенным опытом и мастерством. Разумеется, и опыт, и мастерство, профессионализм [207] объективируются в результатах труда, в книгах, в частности, в учебных пособиях, компьютеризованных базах данных и других носителях информации, но все это — уже свидетельства, по которым можно, конечно, составить представление о профессиональной культуре, но это не сама культура профессиональной деятельности, носителями которой могут быть только дееспособные профессионалы, живые люди. При этом не просто "отдельные", а образующие некоторую своеобразную общественную среду друг для друга, включающую разные поколения — от новичков до ветеранов (вот почему в крупных центрах психологии уровень профессиональной культуры относительно высок и она, как говорится, "неистребимее", чем в ситуациях "робинзонады" Пусть и способных специалистов).

Кстати, наличие новичков в профессиональном психологическом сообществе (каковым, в частности, является и факультет психологии Московского государственного университета) как бы не только автоматически стимулирует процессы трансляции обсуждаемой культуры от старших поколений к младшим, но и повышает качество этой трансляции (и есть возможность, и даже "приходится" проговаривать, формулировать в словах опыт, что является важным условием и его упорядочения, и появления качественных публикаций; вот почему, кстати, наука в учебном заведении обычно не хуже, чем в научно-исследовательском, где люди, казалось бы, только ею и заняты).

Явления профессиональной культуры динамичны, сложны, требуют внимательного, заботливого изучения и бережного отношения. Они возникают, существуют, "расцветают", а могут и утрачиваться. Так, например, в течение многих десятилетий сильно развивались опросные методы исследований, обследований, что само по себе неплохо, но относительно мало культивировались научное наблюдение, беседа; сильно преобладали методы рационализации трудовых процессов, адресованные "всем" работникам ("функциональная музыка" — одна для всех, разгрузочная гимнастика — для всех и пр.), и сравнительно мало уделялось внимания вопросам индивидуальной коррекции, индивидуального подхода к субъекту труда; преобладала рационализация трудовых процессов, проводимая "сверху", и мало разрабатывались подходы, рассчитанные на активизацию соответствующей самодеятельности, понимаемой в хорошем смысле, инициативы самих трудящихся в отношении этих процессов. В последнее время наблюдается тенденция возрождения внимания к классическим методам психологии, к повышению их качества и уровня — наблюдению, биографическому методу, беседе [292], [1б7], а также к вопросам анализа индивидуального стиля работы и реализации индивидуального подхода к развивающемуся субъекту труда [166], [228], [325], [365].

Область явлений профессиональной культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это особый вопрос. Здесь нам важно отметить, что во всяком случае система учебных дисциплин психологии труда должна быть изоморфна (должна соответствовать) подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но, как мы отмечали, профессиональная культура неотделима от ее "носителя" — человека. Поэтому система учебных дисциплин должна быть ориентирована и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, соответствующими чертами характера, ума, чувств.

Основой построения системы учебных дисциплин поэтому является КХ — квалификационная характеристика. Она может быть, например, такой (приводим примерный сокращенный вариант).

• Назначение специалиста. Специалист должен быть подготовлен для научно-практической, преподавательской, научно-исследовательской, организационо-методической и информационо-библиографической деятельности в области психологии труда.

Специалист указанного профиля предназначен для работы в подразделениях предприятий, учреждений, занятых вопросами оптимизации "человеческого фактора" производства, понимаемого в самом широком смысле (как производство и материальвых, и духовных ценностей, и информации, и услуг, и упорядоченности социальных процессов), в соответствующих системах отраслевых служб, лабораторий, кабинетов, центров (таких, как служба научной организации труда, эргономическая, психологическая, профориентации и профконсультации, подготовки, расстановки кадров, профотбора, профподбора и т.д.), в системах просвещения, профессионального образования разных типов и уровней, трудоустройства населения. Он может быть также использован в медицинских, правоохранительных и научных учреждениях, проектных организациях, в системе средств массовой информации, выходящих на решение проблем оптимизации кадров, трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультации, проектирования технических средств труда, социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями трудоспособности. Специалист предназначен для работы в первичных должностях, предусмотренных типовыми номенклатурами должностей для замещения их лицами с высшим специальным образованием.

• Общие требования к специалисту. Специалист должен обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, устойчивым и положительным отношением к профессии, обязан ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите Родины. Он должен быть убежденным патриотом и интернационалистом, ясно понимать и внутренне принимать задачи страны и той отрасли хозяйства (в широком смысле), в которой занят, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки и направленность на его постоянное повышение, должен обладать широкой эрудицией и высокой культурой, быть достойным представителем общенародной интеллигенции, уважительно относиться к представителям других профессиональных общностей, активно проводить в жизнь ценности своей профессии.

Специалист должен сочетать широкую научную фундаментальную подготовку с основательной практической подготовкой, в совершенстве владеть умениями по своей специальности, непрерывно совершенствовать свои знания, умения, навыки, расширять общественно-политический кругозор, на практике применять принципы научной организации труда, ориентироваться в передовых методах управления трудовыми коллективами, навыками просветительской работы среди трудящихся.

• Специфические требования к специалисту. Работник в области психологии труда должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений и к сфере труда, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий труда, коррекция индивидуального стиля труда, активизация самопознания и саморегуляции человека как субъекта труда в целях продвижения его на все более высокие уровни профессионализма, мастерства).

Специалист должен уметь: входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимодействия, применять полученные знания (о них несколько ниже) для решения конкретных научно-практических, преподавательских, организацонно-методических, информационных (в частности, связанных с применением компьютерной техники), исследовательских задач; пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психологических исследований, построения научного знания), методами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятельности, методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельности, оценки ее внутренних и внешних средств и участия в работе междисциплинарных групп по их проектированию; мобилизоваться для работы не только "по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и "по заданию", и работать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов над решением задач по комплексной (например, эргономической, акмеологической) рационализации труда и производства, организовывать и проводить соответствующую работу по специальности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, средства профессионального развития, совершенствования человека как субъекта труда, разбираясь в конкретных противоречиях его жизненной и трудовой ситуации; предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации труда, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по оптимизации процессов трудового воспитания, выбора профессии (построения личных профессиональных жизненных планов человека, проектирования будущего трудового пути), адаптации молодежи, "новичков" к труду.

Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях труда, личностного развития трудящихся, собирать и упорядочение хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего трудового коллектива.

В частности, специалист должен уметь составлять психологические описания новых (вновь возникающих) профессий, оценивать личные качества и функциональные состояния человека, проявляющиеся в труде, принимать участие в анализе и составлении планов социального развития трудовых коллективов, в работе по рационализации и проектированию рабочих мест; должен уметь самостоятельно находить зону приложения своих сил в качестве психолога-практика (скажем, способствовать правильному формированию профессиональных интересов молодежи, совершенствованию практики подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной их подготовки, личностного развития, рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью или в связи с внешними, вынужденными ограничениями в выборе профессии).

Специалист должен уметь выявлять, анализировать, усваивать и распространять передовой опыт по своей специальности, хорошо ориентироваться в специальной литературе (по профилю подготовки и смежным вопросам), создавать свои и использовать типовые средства внешней памяти, в частности, компьютеризованные базы данных, использовать для разного рода профессиональных целей средства вычислительной техники, специальную литературу, учебное и научное лабораторное оборудование, технические средства обучения, научного эксперимента и практической работы; он должен уметь реферировать, редактировать, рецензировать и создавать тексты по специальности, подготавливать к публикации и осуществлять авторский контроль за их изданием, а также за внедрением научной психологии в практику; на практике применять знания и навыки в области научной организации и охраны труда, организационного, социального развития трудовых коллективов; систематически повышать свою квалификацию; вести лекционную и пропагандистскую работу.

Специалист должен знать для обеспечения качества и уровня охарактеризованных выше умений (иметь основы знаний, чтобы при необходимости разумно и сознательно пользоваться дополнительными средствами "внешней" памяти — книгами, компьютеризованными базами данных): общенаучные, философские, социально-экономические, общепсихологические, некоторые биологические дисциплины, общую психологию, анатомию и физиологию человека, социологию труда, информатику и применение ЭВМ; педагогику и педагогическую психологию, нейро- и патопсихологию, основы материальной и духовной культуры и ее истории; специальные дисциплины, раскрывающие методологические и прикладные вопросы психологии, социальную психологию, психологию труда и инженерную психологию, эргономику и научную организацию труда, физиологию и гигиену труда, основы современного производства, организационно-психологические основы руководства трудовыми коллективами и соответствующего психологического воздействия, методы диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний в труде, методику проведения психологических исследований и воспитательного воздействия на человека, а также дисциплины по узкой специализации, например, психологию профессий, основы профконсультации, психологические основы оценки, организации и проектирования рабочего места, историю психологии труда и инженерной психологии (исходя при этом из предпосылки о достоинствах и ценности именно отечественной истории).

Это лишь примерный вариант квалификационной характеристики, поскольку такого рода документы должны постоянно совершенствоваться. Вообще говоря, официально утвержденная квалификационная характеристика (скажем, Министерством общего и профессионального образования страны, Учебно-методическим объединением группы вузов, Ученым советом вуза или факультета) является в свою очередь документом, которым обязаны руководствоваться подчиненные системы, подразделения, ответственные за подготовку специалистов, и сообразно этому совершенствовать учебные планы, программы, учебные пособия, "живой" учебно-воспитательный процесс по специальности. Аналогично и содержание психологии труда как учебной дисциплины не является "окаменелостью", оно совершенствуется, живет, развивается. В некотором приближении о нем можно судить по содержанию данной книги и работ, приведенных в списке литературы.

Если психология труда как наука — это сфера производства новых и полезных умений, знаний, навыков, то соответствующая учебная дисциплина — система средств доставки их определенной категории потребителей до тех пор, пока они не окажутся сами в состоянии пойти путем непрерывного самообразования и трудового участия в рассматриваемой области деятельности.

Упражнение

Ниже приведены фрагменты текстов, отображающие психологические знания о труде. Распределите их по четырем категориям в зависимости от того, характеризуют ли они: 1) ненаучную область знания; 2) отрасль науки как производство психологических знаний; 3) учебную дисциплину как изложение знаний и 4) практическую область приложения сил психолога.

1) "Любое исследование в психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — перед ним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека".

2) "Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и тот же вопрос:

— Что вы делаете?

Первый ответил через плотно стиснутые зубы:

— Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон, какие мозоли на руках набил! Второй сказал добродушно:

— Как это — что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и Двум маленьким дочуркам.

А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал:

— Я строю Шартрский собор"!

3) "Стимулы — это средства, побуждающие человека к труду. Стимулом являются, например, общественная потребность, пример авторитетных людей, поощрение. Мотивы — это осознанные человеком побуждения к труду..."

4) Наблюдение охватывало как трудовые операции каждого члена бригады, так и все внешние формы взаимоотношений членов бригады. В таблице (протоколе) фиксировались соответственно двумя рядами трудовые операции каждого члена бригады и все акты, относящиеся к сфере взаимоотношений (по ходу работы).

Запись велась в кодированной форме, предусматривающей определенную классификацию всех актов поведения испытуемых (наблюдаемых). Так, взаимоотношения в связи с предстоящими или текущими операциями делились на следующие категории: затруднение, вопрос; мнение;

предложение; информация; приказ; доброжелательное поручение; согласие;

несогласие; проявление напряженности, антагонизма; действие, направленное к смягчению напряжения. В результате получены, в частности, следующие данные:

Испытуемые ^наблюдаемые)   Негативные реакции, связанные с трудом, % к общему числу реакций   Негативные реакции, не связанные с трудом, % к общему числу реакций  
В.И. Тр-ин, бригадир Б.Н. Бур-ин И.И. Куз-ов Е.И. Мош-ов А.П. Роз-ов   4,5 12,0 5,2 2,5 7,4   10,5 2,5  

5) "Вот какой вопрос: мы распространяем в цехе передовой опыт рабочих приемов. Делаем так — внимательно изучаем работу передовых работниц, выбираем у каждой те приемы, которые она выполняет быстрее всех; после объединяем все эти отобранные лучшие приемы в одном описании и, опираясь на него, учим этим единым лучшим приемам всех работниц. И не получается. Как только инструктор отходит от работницы, она опять начинает работать по-своему. А некоторые работницы и вовсе злятся, когда им предлагают осваивать новые передовые приемы, "Отойди, — говорят инструктору, — и над душой не висни!". Как быть?"

6) Юра Г., завершивший неполное среднее общее образование, о выбранной, облюбованной им профессии (механика по торговому оборудованию): "Работа там — ерунда, ходи, смотри; будешь завом, делать ничего не надо... все делать будут слесари".

7) Дошкольник Вова (в ответ на вопрос "Что делает доктор?"): "Спрашивает у мамы, как я кашляю".

8) "Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице... Наипаче же хранить чистоту душевную, телесную со всяким опасением".

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Как бы вы улучшили процесс подготовки психолога труда в вузе? Набросайте реализуемый проект исправления хода дел.

2. Стремиться ли к единственному образцу психолога-профессионала или рациональны разные варианты таких образцов ("единобожие" или "многобожие" в нашем деле)?

3. Знать или уметь? И каким быть психологу труда?

4. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка?

5. "Практика исследований" — что этому выражению соответствует? Не шутка ли это?

6. Должен ли что-то уметь психолог-исследователь?

Тема 1. Научное описание трудовой деятельности практикующих психологов (для целей профпросвещения школьников).

Тема 2. Научное описание трудовой деятельности психологов-исследователей (для целей профориентации школьников).

Тема 3. Система профессиональных умений психолога (варианты:

психолог-преподаватель, практик, исследователь).

Тема 4. Множество психологических специализациий, ориентированных на труд, и их возможная классификация.

Тема 5. Психология труда и акмеология.

Тема 6. "Самостроительство" студента как будущего специалиста.

Наши рекомендации