Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной
сферы1
Вступительные замечания
1. Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений или особенностей протекания высших психических функций (ВПФ), эмоционально-личностной сферы (ЭЛС) и сознания больного для выделения тех факторов, которые лежат в их основе (модально-специфических, модально-неспецифических, ассоциативных, полушарных и др.).
2. Исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания, данными неврологического и других клинических исследований; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего (за один или несколько раз) организуется нейропсихологическое исследование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.
3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка степени выраженности симптома (симптом отсутствует; выражен слабо; выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (нарушения анализа и синтеза, пассивность, импульсивность, инактивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персеверации и т. д.).
1 Из учебного пособия «Нейропсихологическая диагностика» / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Воениздат, 1994.— Ч. I, II. Данная методика представляет собой модифицированный вариант «Схемы нейропсихологического исследования»/ Под ред. А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973.
4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, не указанные в «Схеме», для которых в конце тетради оставлены чистые страницы (например, с помощью стимульного материала, имеющегося в «Альбоме») (см.: «Нейропсихологическая диагностика», ч. II).
5. В «Заключении» даются качественный анализ и интерпретация полученных данных: при наличии достаточных оснований формулируется синдром, наблюдаемый у больного, и указывается локализация поражения мозга (или дается заключение об особенностях мозговой организации ВПФ у того или иного варианта нормы).
Схема нейропсихологического исследования I. Краткое изложение данных истории болезни
ФИО (фамилия, имя, отчество)
Образование, № истории болезни
Профессия
Возраст
Правша, левша, переученный левша, амбидекстр
Наличие левшества в роду
Дата поступления
Предварительный диагноз
Верифицированный диагноз
Краткая характеристика неврологического синдрома:
1. Краткие амнестические сведения (динамика основных симптомов)
2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения
3. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы)
4. Офтальмологические симптомы
5. Отоневрологические симптомы
6. Электроэнцефалография (ЭЭГ)
7. Эхоэлектроэнцефалография
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 214
8. Ультразвуковая допплеография
9. Нейрорентгенологические методы исследования:
♦ краниография;
♦ ангиография;
♦ вентрикулография.
♦ гаммаэнцефалография
♦ компьютерная томография
♦ магнитно-резонансная томография
♦ позитронная эмиссионная томография
10. Резюме клинического заключения
11. Дата и данные операции (название операции, гистологическое исследование операционного материала)
12. Патологоанатомический диагноз (при летальном исходе)
II. Общая характеристика больного
1 2 | Симптомы | Нет | Слабо Сильно | |
Состояние сознания Ясное Колеблющееся Просоночное | ||||
Психическая активность Полная Истощаемость Заторможенность Инактивность Аспонтанность Двигательная аспонтанность, брадикинезия Речевая аспонтанность, брадикинезия Возбуждение общее Расторможенность Речевое возбуждение Многоречивость Резонерство | ||||
Жалобы Активные При расспросе | ||||
Ориентировка в месте | ||||
Ориентировка во времени В прошлом В текущем дне Вопросы: Какое сегодня число (день, месяц, год)? Какой день недели? Сколько сейчас времени (не глядя на часы)? Сколько длилось обследование? Отсчитайте про себя минуту |
Продолжение ==>
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 215
Таблица (продолжение)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильн о | |
6 7 | Реакция на нарушение ориентировки Растерянность Конфабуляции Отсутствие реакции | |||
Критичность К своей болезни К своему поведению К частным дефектам К ошибкам в исследовании По отношению к другим людям | ||||
Состояние эмоциональной сферы Ослабление эмоций Безразличие Отсутствие эмоций Усиление эмоций Напряженность Страхи Тревожность Депрессия Эйфория Извращение эмоций Неадекватность Пуэрильность Негативизм Эмоциональная лабильность Инертность (вязкость) Насильственные эмоциональные реакции (смех, плач) |
III. Оценка латеральной организации функций1