Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель - логопед предлагает детям задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец зеленый, помидор красный и др.), в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, над, под, около и т. д.).

Во время экскурсии, прогулки, как правило, собирается природный материал (листья, шишки, желуди и др.), который потом используется как счетный на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения детей умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объему и т. д.

Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Цель этих занятий — подготовить ребенка к выполнению различных видов учебной деятельности.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке.

1. Различение наиболее распространенных цветов: черный, коричневый, красный, желтый синий, зеленый, белый. Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски. Детям могут быть предложены такие задания:

· назвать все цвета; назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;

· распределить полоски так, как на доске;

· запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;

· выполнить упражнение по словесной инструкции учителя - логопеда.

2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш, т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого они цвета, размера, как расположены.

3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:

a)различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;

b)различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру, например:

 
  Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки - student2.ru

4. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Детям предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов — стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.

Далее дети знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей. В качестве предметов можно рекомендовать следующие:

 
  Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки - student2.ru

Из усвоенных геометрических фигур получаются разнообразные аппликации:

 
  Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки - student2.ru

Эта работа с успехом может быть продолжена на воспитательских часах.

Наши рекомендации