Использование малых форм физической культуры для восстановления работоспособности в режиме рабочего дня
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Психологический феномен индивидуальности в физической культуре»
Студент: Хохлов Александр Николаевич
Группа ДИЗ-ДБ-2
Преподаватель:д.псих.н., профессор Стрелков В.И.
МОСКВА 2015
Оглавление
Введение. 3
Профессионально-прикладная физическая культура. 4
Использование малых форм физической культуры для восстановления работоспособности в режиме рабочего дня. 5
Возрастные особенности при занятиях физическими упражнениями. 6
Утомление при физических нагрузках. Виды утомления. Объективные и субъективные качества утомления. Роль физической культуры в снятии утомления. 7
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. 9
Заключение. 10
Список литературы.. 11
Введение
Индивидуальность – совокупность определённых характерных черт, отличающих какого-либо субъекта общества от другого. [2, с. 392] Рассмотрим данное понятие в контексте категориального ряда феноменов психологической мысли: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Индивид представляет собой не что иное, как некое единство врожденных и приобретенных качеств. Субъект, в свою очередь, это индивид в труде. Причем очень важно отметить, что понятие «труд» необходимо позиционировать, как некое единство, совокупность физического и интеллектуального видов деятельности. Иерархически «личность» занимает следующую ступень рассматриваемого ряда. Личность – это субъект, рассматриваемый в системе ценностей. Как известно, труд порождает ценности, то есть имеет какой-либо продукт, воспринимаемый, как итог соответствующей деятельности. Индивидуальность необходимо рассматривать как личность в уникальности свойств, имеющих какой-либо эквивалент (преимущественно денежный). Таким образом, мы выявили четкую локальную взаимосвязь рассмотренных психологических феноменов.
Нет сомнений в том, что каждая из вышеперечисленных категорий занимает особое место в физической культуре как части культуры и как области социальной деятельности. Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности направленная на укрепление здоровья, развития физических способностей людей, гласит Советский энциклопедический словарь. [5, с. 1422] Рассмотрим психологические явления в контексте физической культуры и выявим закономерности во взаимодействии двух фундаментальных дисциплин: физическая культура и психология.
Профессионально-прикладная физическая культура
В первой половине XX века в Советском Союзе вышел в свет цикл работ, в которых досконально рассматривались вопросы точечного направленного использования средств физической культуры «для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний». В дальнейшем этот опыт лёг в основу разработки научного метода организации трудовой деятельности. Более того, было сформировано самостоятельное направление, предусматривающее особый подход особой психофизической подготовки к конкретному виду профессиональной деятельности или иными словами «профессионально-прикладная физическая подготовка». [6, С. 327-328]
Структурируя вышеизложенное, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это один из типов специальной физической подготовки, направленный на психофизический элемент помощи человеку в специализированной подготовке к профессиональной трудовой деятельности. [6, с. 207]
Основывая свои суждения на стандартной логике, ППФП имеет непосредственную связь с психологическим термином «субъект», который трактуется, как индивид в труде, но как было сказано ранее, труд порождает ценности. Помимо этого, профессионально-прикладная физическая культура имеет под собой финансовую подоплёку и зиждется на получении прибыли. Ввиду вышеизложенного необходимо констатировать прямую связь психологической «индивидуальности» и профессионально-прикладной физической культуры.
Использование малых форм физической культуры для восстановления работоспособности в режиме рабочего дня
Помимо подготовки к трудовой деятельности, физическая культура помогает повысить работоспособность индивидуальностей во время рабочего дня посредством использования малых форм. К малым формам физической культуры относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, микропаузы в учебном процессе, в том числе с использованием различных физических упражнений. [1] «Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона». [6, с. 167]
Физкультурная пауза также является очень действенным и, что немаловажно, доступным способом поддержания работоспособности. Существуют определенные требования к проведению физкультурной паузы, не соблюдая которые эффект понижается в разы.