Тема 3. Психолого-педагогическая диагностика и психокоррекция умственного развития детей
Учебные вопросы
1. Проблема готовности к школьному обучению детей с интеллектуальным недоразвитием.
2. Методы изучения психики дошкольников с недоразвитием интеллекта. Основные понятия.
3. Психокоррекция и психопрофилактика в работе с умственно отсталыми детьми.
4. Социально-психологическая адаптация лиц с недоразвитием интеллекта.
Рекомендуемая литература
1. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А., Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии. [Текст] // Специальная психология. № 4 (18), 2008. С. 22-34.
2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
3. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
Содержание раздела дисциплины
Психологическая диагностика умственного развития дошкольников
Психодиагностика – (от греч. psyche – душа, diagnostikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Задачи психолого-педагогической диагностики детей с недоразвитием интеллекта:
1. Выявление отклонения в умственном развитии ребенка.
2. Дифференциальная диагностика нарушений в психическом развитии детей.
3. Изучение индивидуальных особенностей детей с недоразвитием интеллекта.
Принципы диагностики нарушенного развития: Принцип комплексного изучения ребенка; принцип целостного системного изучения ребенка; принцип динамического изучения ребенка; принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Этапы психолого-медико-педагогического изучения ребенка с проблемами интеллектуального развития: Изучение биологического анамнеза ребенка; изучение социального анамнеза семьи ребенка; педагогическое изучение ребенка с проблемами интеллектуального развития, изучение особенностей познавательной деятельности ребенка; исследование личности ребенка, изучение деятельности ребенка, составление заключения по результатам психолого-медико-педагогического изучения ребенка, включающее в себя рекомендации по коррекции и развитию.
Методы диагностики умственного развития в отечественной специальной психологии достаточно многочисленны. Основным отличием отечественной научной школы является приоритет диагностического принципа качественно-количественного анализа результатов исследования. Первые тесты умственных способностей были созданы еще А. Бине в конце XIX века. В современной практике психолого-педагогической диагностики умственного развития детей дошкольного возраста наибольшее распространение получили методики Е.А. Стребелевой и С.Д. Забрамной.
Психокоррекционная работа с детьми с проблемами интеллектуального развития
Психокоррекция – целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами.
Задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта:
1. Устранение или сглаживание недостатков в познавательном развитии детей. В частности, развитие сенсорной сферы умственно отсталых детей и развитие предметно-практической деятельности умственно-отсталых детей.
2. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников с умственной отсталостью.
3. Коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта.
4. Коррекция межличностных отношений детей с недоразвитием интеллекта в группе сверстников.
Направления психокоррекционной работы с детьми с лёгкой степенью умственной отсталостью: Коррекция познавательной сферы (восприятие, внимание, память, мышление). Коррекция эмоциональной сферы (работа с агрессией, умением распознавать эмоции других людей, адекватностью эмоциональных проявлений). Развитие коммуникативных навыков. Обучение навыкам конструктивного поведения.
Направления психокоррекционной работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталостью: Коррекция познавательной сферы (восприятие, внимание, память, мышление). Развитие общей и тонкой моторики. Устранение искажений эмоционального реагирования. Реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками. Гармонизация образа «Я».
Методы психологической коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие: Игровая терапия, поведенческая терапия, арттерапия (музыкотерапия; изотерапия; кинезитерапия; библиотерапия; имаготерапия) ,анималотерапия.
Вопросы социально-психологической адаптации лиц с недоразвитием интеллекта
Социальная адаптация –активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Социальная адаптация детей с недоразвитием интеллекта затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. Одним из направлений современной педагогики, способствующих социально-психологической адаптации лиц с недоразвитием интеллекта. Является интегрированное обучение и воспитание.
Интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования. Этот подход в настоящее время является дискуссионным. В России имеется положительный опыт внедрения различных моделей интегрированного обучения:
- Обучение и воспитание в едином потоке с нормально развивающимися детьми в условиях массового ДОУ и общеобразовательной школы;
- специальные классы в общеобразовательных школах;
- специальные группы в массовых дошкольных образовательных учреждений и др.
Условиями социализации детей с недоразвитием интеллекта: Физическая адаптация детей, социальная адаптация, трудовая адаптация, психологическая адаптация.