Наглядно-образное мышление

Переход от раннего детства к дошкольному психоло­гически обусловлен возникновением следующего ново­образования — внутренней позиции. В ряде случаев она появляется не в 3 года, а тремя — четырьмя месяцами раньше. С возникновением внутренней позиции у ребен­ка и связан переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным дейст­виям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепен­но формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым обра­зом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в ин­теллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт»[122].

Наиболее полно внутренняя позиция как возрастное новообразование дошкольного возраста проявляется в ро­левой игре. Если в раннем детстве предмет приобретал символическое значение через другие такие же конкретные объекты (отсюда вытекает неизбежность действенного, практического мышления), то в дошкольном возрасте сим­волизм роли строится на символизме подчиненных заме­щающих действий, т. е. имеет под собой не действен­ную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление дошкольника выступает как наглядно-образное. Всякий предмет выступает по отношению к дру­гим предметам в той или иной роли, благодаря чему высвечивается какая-то одна его сторона. Активно изме­няя его положение, ребенок заставляет вступать предмет также и в другие отношения, раскрывающие его неявные стороны. Процесс изменения данного положения, соверша­емый в умственном плане, является преобразованием, которое раньше совершалось практически, а теперь осу­ществляется мысленно, на основе опыта прошлых преобра­зований.

Наглядно-образное мышление развивается в две ста­дии. На первой из них имеют место и такие преобразования объекта, которые совершаются или сами по себе (природ­ные процессы), или другими людьми. При этом ребенок не является причиной совершения таких преобразований: они «спускаются» ему окружающей предметной и социаль­ной средой. Данная стадия соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая предлагается.

На второй стадии картина меняется. Ребенок уже сам начинает пробовать различные перцептивные преобразо­вания. В исследовании Н. Н. Поддьякова, проведенном совместно с Э. С. Комаровой, изучался переход от нагляд­но-действенного мышления к наглядно-образному. Испы­туемыми были дети от 2 до 7 лет. Установка представляла собой квадратный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящике располагались лаби­ринты, через которые ребенок должен был провести пред­мет и направить его в специальный приемник.

В одной из серий эксперимента испытуемого просили рассказать, какие манипуляции надо произвести с ящиком, чтобы достичь желаемого результата. Ребенок мог зри­тельно изучать проблемную ситуацию, однако практи­ческих действий по ее преобразованию осуществлять не мог. Здесь решение задачи требовало наглядно-образного мышления. Оказалось, что только на пятом году жизни отдельные из детей способны решить такую задачу.

Следует обратить внимание на то, что появление дан­ного вида мышления по времени совпадает с возникнове­нием у дошкольника ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка исполнения. Это значит, что в основе наглядно-образного мышления и роле­вой игры лежит одно и то же возрастное новообразо­вание, определяющее всю психическую жизнь ре­бенка.

Н. Н. Поддьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осу­ществляемые с реальными предметами, начинают воспро­изводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместите­лями — моделями. «Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принци­пиальные изменения в деятельности ребенка — он действу­ет с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узло­вой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними»[123]. Таким образом, в основе перехода от наглядно-дейст­венного мышления к наглядно-образному лежит внутрен­няя позиция как возрастное новообразование, относяще­еся к дошкольному возрасту. Наглядно-образное мышле­ние проходит в своем развитии две стадии: на первой ребенок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй — по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. И наконец, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному может быть ускорен благодаря спе­циально организованному обучению с использованием схем-заместителей.

Наши рекомендации