Лекция 3. Понятие о методологии и методах психологического исследования

Краткое содержание лекции. Виды психологического исследования. Понятие о методологии психологического исследования. Методы исследования в психологии, их классификация.

Виды психологического исследования. Выделяют три основных вида психологического исследования: 1) теоретическое, 2) эмпирическое, 3) прикладное.

Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. В зависимости от исследовательской задачи и позиции ученого, его квалификации и способностей и в немалой степени от удачи получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее дальнейшей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Концепция – это система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемого явления. Теория – это обобщение опыта, на доказательном уровне отражающее сущность изучаемой реальности. Ведущие методы теоретического исследования – работа с соответствующими публикациями, научные дискуссии и консультации, классификация, систематизация.

В качестве иллюстрации теоретического психологического исследования можно привести работы В.А. Ганзена по системным описаниям в психологии; методологические работы, например, труд С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание», работы З. Фрейда о психологии бессознательного. Методологический статус эти работы приобретают в силу высокой степени обобщения и значимости для дальнейших исследований в данной области знаний. Так, идеи 3. Фрейда о решающей роли бессознательного в поведении человека и в структуре личности, базирующиеся на его многолетних клинических наблюдениях и собеседованиях, имели методологическое значение для дальнейшего развития психологической мысли и могут быть отнесены к работам теоретического плана.

Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер (получают их путем многократных обращений к объекту исследования), что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов.

Примерами эмпирического психологического исследования могут выступать экспериментальное изучение когнитивных процессов, обнаружение закономерностей развития личности путем длительных наблюдений за конкретными людьми, определение неформального лидера в группе с помощью опроса, выявление психотравмирующих факторов в жизни какого-либо человека через беседу с ним.

Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Это могут быть исследования в производственно - экономической и политической сферах, в системе услуг и организации досуга, во врачебно - медицинской практике, в сфере образования, в области межличностных отношений, в том числе семейных. Обычно эти исследования проводятся по специальному заказу со стороны заинтересованных лиц или организаций (заказчиков), продиктованному запросом практики. Конечный результат представляет собой рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту (экономическому, политическому, организационному, психологическому, медицинскому, педагогическому и т.д.).

Если говорить о научном исследовании как целостном процессе получения достоверных знаний, то оно включает в себя и теоретический, и эмпирический компоненты. Теоретическая составляющая присуща начальным и завершающим стадиям процесса (ориентировка в проблеме, формулирование задач, объяснение и обобщение результатов). Эмпирическая составляющая является основой центрального звена научного исследования – этапа непосредственного получения сведений об объекте и предмете изучения.

Понятие о методологии психологического исследования. Методология– это учение о научном методе, системе принципов и способов познания, на которых строится наука. Метод– это путь научного познания, способ, посредством которого познается предмет науки. Методика– это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях.

Научным методом в отечественной психологии является диалектико-материалистический подход к пониманию психики. Данный подход требует соблюдения следующих принципов:

- принцип объективности, то есть, изучение закономерностей, присущих самим явлениям, а не субъективным представлениям о них (это достигается, когда используются соответствующие задаче методы исследования, условия обследования контролируются, выводы основываются на достоверных статистических данных, результаты устойчивы и их можно воспроизвести);

- принцип многосторонности, то есть, обязательное рассмотрение разнообразных сторон психики, ее проявления в зависимости от ситуации, условий изучения;

- принцип качественного анализа, что главным для оценки психических особенностей являются качественные показатели, такие как, например, при изучении мышления ребенка – способы решения задач, отношение к этим задачам, а не просто количество решенных задач;

- принцип развития – изучение психических явлений во времени, с учетом их изменений, динамики.

Методы исследования в психологии, их классификация.Существует множество методов психологического исследования, их можно классифицировать по-разному.

Приведем некоторые из классификаций.

1) По типу ответов испытуемого методы подразделяют на субъективные, объективные и проективные. Если ответы даются в виде его высказываний, то говорят о субъективном методе, так как они (высказывания) базируются на его субъективных впечатлениях и оценках происходящего с ним в настоящем или происходившего в прошлом, а иногда и того, что ожидается в предполагаемом будущем. С этих позиций даже элементарное обнаружение сигнала, регистрируемое в виде вербальных ответов типа «слышу», «вижу», «чувствую», следует отнести к разряду субъективных методов, так как испытуемый на основании интроспекции выносит суждение о появлении или отсутствии у него определенного сенсорного эффекта. По этому критерию в разряд субъективных методов относят беседу, автобиографию, опросники (в том числе личностные), психосемантические методики, самонаблюдение.

К объективным методам относят те, при использовании которых данные об объекте изучения получают на основании объективных показателей в виде его конкретных достижений в какой-либо деятельности или в виде показаний приборов, регистрирующих его физиологические реакции в условиях применения метода. В психологических исследованиях испытуемому обычно предлагается решить некоторую задачу (интеллектуальную, перцептивную, двигательную, мнемическую и т. п.), а по полученному результату судят о его психологических качествах. Сюда относят такие методы, как: тесты достижений, интеллекта, способностей; психомоторные методики. К этой же категории причисляют и объективное наблюдение (наблюдение «со стороны»).

Проективные методы основаны на предположении, что в ситуациях с многовариантным решением испытуемый дает такой вариант ответа, который соответствует его личностным качествам, направленности его личности. Его тенденции, установки, желания, мотивы, проблемы как бы проецируются вовне в виде его ответов. Следовательно, по этим реакциям можно реконструировать его внутренний мир, дать оценку его личности. Подобные ситуации создаются путем соответствующего озадачивания человека. Предлагается, например: интерпретировать многозначные рисунки (тест тематической апперцепции); разрешить неоднозначную жанровую сценку, изображенную на картинке (тест Розенцвейга); пояснить неопределенные очертания (пятна Роршаха); завершить незаконченные предложения и т. д.

2) Известно деление методов по объекту и предмету исследования. По объекту: методы изучения животных; методы изучения человека; методы изучения социальных групп; методы изучения массовых коммуникаций. По предмету: методы изучения психических процессов; психических состояний; психических свойств; личности; поведения.

3) Распространено и более частное деление методов по предмету исследования, а именно: тесты способностей, интеллекта, темперамента, интересов и т. д.

4) Деление методов по научным дисциплинам, преимущественно применяющим и разрабатывающим эти методы, дает следующий перечень: методы психологии личности; психофизические методы; социально-психологические методы; методы зоопсихологии; психолого-педагогические методы и т. д.

5) По характеру и цели воздействия на объект изучения различают: исследовательские, обследовательские (психодиагностические), консультационные и психокоррекционные методы. Исследовательские методы позволяют получить новые знания об объекте и предмете изучения. С их помощью возможна не только констатация и объяснение какого-либо психического явления, но и прогноз его развития и даже предвосхищение его появления. Сюда в первую очередь относятся экспериментальные методики, наблюдение, беседа, опрос, моделирование, осуществляемые с целью обнаружения или подтверждения каких-либо фактов или закономерностей. Обследовательские методы нового знания о предмете изучения не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или уровень развития каких-либо заведомо известных психических характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их обычно называют психодиагностическими методами. Сюда относятся все виды тестирования, многие социально-психологические методики неэкспериментального характера. Диагностические цели часто преследуют наблюдение, беседа и опрос.

Методы психологического консультирования – это способы взаимодействия консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в психологической помощи, без непосредственного вмешательства в ход его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической сферы. Консультирование – это специально организованный процесс общения специалиста с клиентом, призванный актуализировать дополнительные психические силы и способности клиента, которые позволят отыскать ему возможности выхода из трудных жизненных ситуаций. Консультирование направлено в основном на самопознание, социальную адаптацию и профессиональную ориентацию. Основные формы: беседа, демонстрационные опыты и примеры, тренинг. Понятно, что в консультационной работе может применяться весь арсенал психодиагностики.

Методы психокоррекции – это способы воздействия на личность, нуждающуюся в психологической помощи, направленные на исправление ее психической сферы и поведения. При минимуме подобного вмешательства психокоррекция сближается с консультированием, при максимуме – с лечением. Психокоррекционная работа носит практико-прикладной характер и входит в область интересов отраслевых дисциплин: медицинской и юридической психологии, психологии труда, спорта, политической психологии.

6) По форме предъявляемого стимульного материала и форме ответов испытуемого методы разделяют на вербальные и невербальные.

7) По числу участников-объектов изучения (испытуемых, обследуемых, респондентов и т. п.) различают методы индивидуальные и групповые.

8) По степени унификации методы делят на стандартизированные (тестовые) и нестандартизированные. Стандартизация касается в первую очередь процедуры, т. е., последовательности и характера действий исследователя и испытуемого, вида и режима стимуляции и ответов. Часто в понятие стандартизации включается и наличие эталонных показателей, с которыми можно сравнивать конкретные данные конкретного исследования или обследования. Чаще всего в этом случае речь идет о так называемых «стандартных шкалах», являющихся неотъемлемым атрибутом психодиагностических методик, что и дало повод называть этот вид методов тестовыми. Методы могут быть стандартизированы полностью (по обоим параметрам) или частично (по одному параметру). Для психологического интервью, где не существует эталонных показателей, возможен частный случай, именуемый полустандартизированным вариантом, в котором частичной унификации подлежит процедура.

9) По наличию и типу инструкции. Подавляющее большинство методов предполагает оповещение испытуемого по поводу его действий и ответов в процессе исследования (обследования). Подобный инструктаж дается устно или письменно в виде некоторого предписания (инструкции) испытуемому, регламентирующего его поведение. Есть методы без инструкции, например, скрытое наблюдение.

10) По материально-техническому обеспечению различают методы аппаратурные, безаппаратурные и свободные. Аппаратурные методы предполагают то или иное техническое оснащение, специальное оборудование. Их применение эффективно обычно в определенных стационарных условиях (лаборатория, клиника). Насыщенность аппаратурой, ее сложность и стоимость могут колебаться в большом диапазоне: от элементарного секундомера или динамометра до мощных комплексов тончайшей электронной техники. При этом аппаратурное обеспечение относят обычно к этапу сбора данных об изучаемом объекте. Наибольшую насыщенность аппаратурой демонстрируют психофизиологические методы, психомоторные тесты, методы измерения времени реакции, психофизические методы.

Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры. В качестве стимульного материала используются рисунки, фотографии, картинки, кубики, домино, геометрические фигуры, специально вербализованные задания, литературные отрывки. Эти методы предусматривают регистрацию ответов на специально разработанных бланках, что определило другое их наименование – бланковые методы. К этой категории методов относится большинство тестов по психодиагностике личности (личностные опросники, тесты интеллекта, многие проективные тесты). Типичные образцы бланковых методик: корректурная проба, тесты Векслера, Кеттелла, Розенцвейга, и др.

Свободные методы не предусматривают жесткой привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или бланкового обеспечения. Например, интервью может проводиться в специальных помещениях, с использованием видео - и звукозаписывающей аппаратуры. Но можно интервьюировать и с блокнотом в руках, можно и вообще без актуальной регистрации с последующим восстановлением информации по памяти. То же самое можно отнести к беседе, наблюдению, к изучению документов или продуктов деятельности.

Б.Г. Ананьев предложил классификацию методов, охватывающую весь цикл психологического исследования: организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.

К организационным методам относятся методы, которые можно применить на протяжении всего периода исследования: сравнительный (позволяет сопоставить разные группы испытуемых), лонгитюдный (установить особенности развития в течение длительного времени), комплексный (установить связи и зависимости между явлениями разного рода).

Эмпирические методы (методы добывания научных данных). К ним относят наблюдение, эксперимент; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники); метод беседы; метод анализа продуктов деятельности; биографический метод.

Методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный (классификация, описание).

К интерпретационным методам относятся различные варианты генетического и структурного анализа. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите классификации методов психологии, используя следующие источники: Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2014. С. 26-36; Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.

Лекция 4. Характеристика основных методов в психологии

Краткое содержание лекции.Наблюдение и эксперимент, их виды. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование, их специфика. Метод анализа продуктов деятельности. Психодиагностические методы. Метод тестов. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, и ее методах.

Наблюдение и эксперимент, их виды. Наблюдение– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений. Наряду с самонаблюдением наблюдение является первым методом в психологии. Научное наблюдение отличается тем, что исследователь ставит цель и задачу исследования, для повышения объективности наблюдения ведет протокол, регистрирует результаты. Наблюдению доступны только внешние проявления психики, имеющие двигательное, экспрессивное или словесное выражение, поэтому достаточно сложной проблемой является интерпретация результатов наблюдения.

Специфика наблюдения состоит в том, что оно в психологии имеет две формы: внутреннее и внешнее наблюдение. Первое именуется обычно самонаблюдением, а второе – объективным наблюдением. При самонаблюдении объектом изучения является сам наблюдатель, при объективном наблюдении – другие люди или животные. Отсюда появляется и специфика в предмете наблюдения.

Самонаблюдение предполагает непосредственное созерцание психических явлений, представленных в собственном субъективном пространстве наблюдателя. Объективному наблюдению со стороны психические явления у других носителей психики поддаются лишь опосредованному восприятию: через восприятие их внешних проявлений в виде облика (внешности), двигательных и вегетативных реакций, поведения.

Отсюда в первом случае проблема адекватности встает как проблема субъективизма. Иначе говоря, мое впечатление, мое мнение о протекающих у меня ощущениях, чувствах, мыслях, о моих состояниях, моих психических свойствах и качествах вовсе не то же самое, что сами эти явления. Это несоответствие проявляется уже на самом первом уровне психического отражения – на уровне ощущений. Так, мы совершаем массу ошибок при измерении сенсорных порогов, что в итоге в психофизике поставило так называемую «пороговую проблему». Любой самоотчет, рассчитанный на ознакомление с ним других людей, потенциально заряжен ошибками, проистекающими из нашей склонности предстать в чужих глазах в определенном виде (обычно в выгодном свете, но иногда и с отрицательной стороны). Множество психических явлений вообще не поддается самосозерцанию. Например, аффективные состояния, действия при панике. Да и вообще, вся сфера бессознательного самонаблюдению не подвластна.

В случае объективного наблюдения проблема адекватности концентрируется вокруг вопроса о связи внешних проявлений с актами внутренней психической жизни. Известно, что одно и то же переживание может вовне проявляться по-разному. Например, психическое напряжение на стадиях борьбы мотивов и принятия решения в мыслительно-волевой деятельности может сопровождаться как повышением, так и понижением моторной активности. С другой стороны, разные психические явления могут выражаться одинаковыми внешними проявлениями. Так, румянец (прилив крови к щекам) может быть следствием и температурных воздействий на кожу лица, и обиды, и смущения, и радости, и даже механических воздействий (пощечина, растирание щек и т. п.). Недаром эта проблема очень остро встает при использовании психофизиологических методов, считающихся наиболее объективными способами изучения психики.

Характерной чертой научного наблюдения является совмещение в этом процессе описания изучаемых явлений с их текущим толкованием, т. е., предварительным по ходу наблюдения объяснением и обобщением. Иначе говоря, в процессе научного наблюдения исследователь все время выдвигает гипотезы, являющиеся как бы формой перехода от описания к объяснению.

Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений наблюдаемых. К недостаткам относят: пассивная роль наблюдателя; возможность пристрастного отношения наблюдателя к результатам наблюдения.

Различают следующие виды наблюдения:

1) стандартизированное и нестандартизированное; различие - в характере организации процесса наблюдения – имеет ли наблюдатель стандартный набор поведенческих категорий, за которыми ведется наблюдение;

2) естественное (полевое) и искусственное; различие - в организации среды, является ли она естественной или искусственно созданной;

3) включенное и невключенное; различие - в стиле организации наблюдения наблюдателем – является ли он членом группы, в которой ведется наблюдение. Включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри. Достоинства: 1) непосредственность и яркость впечатлений; 2) возможность лучше проникнуть в атмосферу группы и лучше понять внутренний мир людей. Недостатки: 1) опасность потери объективности в оценках вследствие возможного перехода наблюдателя на позиции наблюдаемых (эффекты эмпатии и идентификации); 2) трудность, а зачастую и невозможность строгой и полной фиксации в процессе наблюдения, что может привести к пробелам и неточностям в последующем отчете.

Каждый из видов наблюдения обладает своими достоинствами и недостатками. Нестандартизированное наблюдение позволяет определиться с постановкой проблемы исследования, но не обеспечивает должную повторяемость и уровень фиксации информации. Стандартизированное, напротив, обеспечивает повторяемость и четкую фиксацию информации, но не позволяет исследователю в процессе работы корректировать исследовательский план и требует привлечения значительного количества исследователей или техники для одновременного фиксирования всех элементов стандарта наблюдения. Естественное наблюдение позволяет фиксировать естественные аспекты поведения, но не всегда возможно найти нужные исследователю аспекты в естественной среде. Искусственное наблюдение позволяет быстро организовать нужные для наблюдения условия, но поведение человека может быть искажено «эффектом наблюдателя» (изменения в поведении че­ловека, вызванные знанием того, что за ним наблю­дают). Включенное наблюдение позволяет фиксировать естественные особенности поведения, но может искажать результаты наблюдения.

Несмотря на присущие методу наблюдения недостатки, оно может дать обилие информации, обеспечивающей постановку проблем и формулирование гипотез, что в большин­стве научных исследований является отправной точкой.

Эксперимент – сбор фактов в специально созданных, управляемых условиях с целью проверки гипотезы о причинно-следственных связях между психическими явлениями.

Главное отличие эксперимента в психологии (как и других психологических методов) от эксперимента в других науках предопределено основным объектом исследования. Человек как объект изучения в силу своей активности и сознательности очень сильно влияет как на процесс, так и на результаты исследования. Отсюда вытекают особые требования к процессу экспериментирования, рассматриваемому как процесс общения экспериментатора с испытуемым. Эту особенность эмпирического психологического исследования психологи называют проблемой «субъектноcти объекта». Конкретизацией этой особенности психологического эксперимента является инструкция испытуемому, даваемая в подавляющем большинстве экспериментальных работ в психологии.

Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых психических явлений достигаются за счет целенаправленного жесткого контроля условий их возникновения и протекания. С. Л. Рубинштейн говорил, что основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание.

В отличие от наблюдения, экспериментатор сам моделирует условия, определяет независимые и зависимые переменные эксперимента. Переменная — это любое условие, которое может меняться и которое способно повлиять на результат эксперимента. Идентификация причин и следствий в эксперименте включает три типа переменных. Зависимые переменные являются мерой ре­зультатов эксперимента. То есть они выявляют следствия, или влияние, которое независимые пере­менные оказывают на поведение.

Предположим, вы замечаете, что занимаетесь лучше, когда слушаете музыку. Это позволяет выдви­нуть гипотезу, что музыка улучшает обучение. Можно проверить эту идею, сформировав экспери­ментальную группу, которая занимается под музыку. Контрольная группа будет заниматься без музыки. Затем мы можем сравнить отметки, полученные ими на экзамене. Конт­рольная группа обеспечивает точку отсчета, с ко­торой сравнивают результаты экспериментальной группы. Если средняя экзаменационная отметка экс­периментальной группы выше средней отметки кон­трольной группы, мы можем заключить, что музыка улучшает обучение. Если различия нет, очевидно, что независимая переменная не влияет на обучение. В этом эксперименте усвоенный объем знаний (определяемый экзаменационными оценками) — за­висимая переменная. Нас интересует, влияет ли не­зависимая переменная на зависимую переменную (влияет ли му­зыка на обучение).

Различают виды эксперимента:

1) По действительности проведения и полноте процедуры. Реальный (конкретный) эксперимент – это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Мысленный эксперимент применяется в основном с целью более четкого осознания выдвигаемой гипотезы и для сравнения с реальным опытом в качестве эталона.

2) По цели. Исследовательский эксперимент – это опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки – познание неизвестного.

Диагностический (обследовательский) эксперимент – это опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств. Нового знания о предмете исследования (качестве личности) эти опыты не дают. Фактически это тестирование. Но в каждом тесте, во-первых, присутствуют все основные элементы экспериментатьного метода: испытуемый, его ответы, исследователь, экспериментальная ситуация. Во-вторых, процедура тестирования в общих чертах совпадает с процедурой эксперимента. В-третьих, если о предмете исследования (том или ином психическом явлении) здесь новых знаний не получают, то об объекте (конкретный человек или животное) новые сведения получить можно. Все это в сочетании с расширительным толкованием понятия «эксперимент» позволяет рассматривать некоторые виды диагностических методик как специфические эксперименты, направленные на выяснение индивидуальных различий. Сюда в первую очередь относятся объективные тесты, т. е., такие испытания, где обследуемый должен достичь каких-то результатов в определенном виде деятельности. Таковы психомоторные испытания, тесты интеллекта, тесты достижений. С диагностической целью часто применяются многие психофизиологические и социально-психологические эксперименты. Поскольку диагностическая процедура носит характер обследования объекта изучения, то и диагностические эксперименты допустимо называть «обследовательскими».

Демонстрационный эксперимент – это опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия. Непосредственной целью подобных опытов является ознакомление аудитории либо с соответствующим экспериментальным методом, либо с получаемым в эксперименте эффектом. Наибольшее распространение демонстрационные опыты нашли в учебной практике. С их помощью обучающиеся осваивают исследовательские и диагностические приемы. Нередко ставится и дополнительная цель – заинтересовать учеников соответствующей областью знания. В научной практике к подобным экспериментам прибегают в основном с целью более полного пояснения и наглядного представления добытого научного материала и выдвинутых гипотез.

3) По уровню исследования. Предварительный (разведывательный) эксперимент – это опыт, осуществляемый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки. С его помощью уточняются гипотезы, выявляются и формулируются вопросы для дальнейших исследований. Исследования такого разведывательного характера часто называются пилотажными. На основании полученных в предварительных экспериментах данных решаются вопросы о необходимости и возможностях дальнейших исследований в этой области и организации основных экспериментов. Основной эксперимент – это полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме. Контрольный эксперимент – это опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента.

4) По степени вмешательства экспериментаторов в жизнедеятельность испытуемого. Лабораторный (искусственный) эксперимент – это опыт, ставящийся в искусственно созданных условиях, позволяющих строго дозировать стимуляцию (независимые переменные) и контролировать прочие воздействия на испытуемого (дополнительные переменные), а также точно регистрировать его ответные реакции, включающие зависимые переменные. Испытуемый знает о своей роли в эксперименте, но его общий замысел ему обычно не известен. Поскольку обеспечение указанных условий возможно, как правило, в специально оборудованных помещениях – лабораториях, то и метод получил название лабораторного эксперимента. Синонимом является термин – искусственный эксперимент, в котором подчеркивается неестественность экспериментальной ситуации в данном виде исследований.

Благодаря искусственности условий и регламентации поведения испытуемого (через инструкцию) лабораторный эксперимент отличается особо высокой степенью достоверности, надежности и точности результатов. Главным недостатком является низкий уровень так называемой «экологической валидности», т.е., возможное несоответствие естественным жизненным ситуациям. Обусловлена эта «отдаленность от жизни» следующими основными факторами. Во-первых, выпадением из экспериментальной ситуации существенных для изучаемого явления условий. Так, в опыте по заучиванию бессмысленных слогов отсутствуют смысловые связи, выступающие одной из ведущих детерминант в работе человеческой памяти. В экспериментах по измерению сенсорной чувствительности или времени реакции обычно отсутствует фактор значимости сигнала, который в жизненных ситуациях играет важнейшую роль и оказывает огромное влияние на обостренность психических реакций. Вторая причина «отрыва от жизни» – это аналитичность лабораторного эксперимента. Она заключается в том, что в опыте обычно какое-либо психическое явление рассматривается отдельно от других. Так, изучению подлежат какие-либо виды ощущений, памяти, эмоций и т. д. Анализ в эксперименте превалирует над синтезом. Третьим немаловажным отрицательным фактором выступает абстрактность лабораторного эксперимента. Она выражается в его отрыве от практической деятельности человека. Вскрываемые в искусственных условиях закономерности носят довольно общий характер. Часто приложение этих закономерностей к практике оборачивается механическим перенесением результатов, полученных в одних условиях, на другие, совершенно иного рода.

Несмотря на это недостатки лабораторным эксперимент считается наиболее точным научным методом. Классические образцы лабораторного эксперимента - психофизические методы и способы измерения времени реакции.

Естественный (полевой) эксперимент – опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства в его жизнедеятельность со стороны экспериментатора. Предъявление независимой переменной как бы «вплетено» естественным образом в обычный ход его деятельности. В зависимости от вида выполняемой деятельности и соответствующей ситуации различают и виды естественного эксперимента: в условиях общения, трудовой, игровой, учебной, военной деятельности, в условиях быта и досуга.

Естественный эксперимент представляет собой в определенной мере промежуточную форму между экспериментом и объективным наблюдением. Так, инициатива экспериментатора явственно проступает только в период подготовки опыта и «внедрения» необходимых заданий в процесс последующей деятельности испытуемого. В течение же дальнейшего времени исследователь, как правило, играет более или менее пассивную роль наблюдателя. Далее, экспериментатор в этом случае практически лишен возможности строго контролировать и поддерживать на постоянном уровне большинство дополнительных переменных как внутреннего, так и внешнего рода. Очень трудно и варьировать условия развития изучаемых явлений. Непросто обстоит дело с повторяемостью экспериментов, так как воспроизвести идентичные ситуации в естественных условиях практически невозможно. Кроме того, экспериментатор обычно лишен и возможности строгой регистрации как зависимой, так и независимой переменной. Поэтому результаты здесь по большей части представляются в описательной форме. Но зато естественный эксперимент значительно «ближе к жизни», нежели лабораторный. Особенно широкое применение этот вид опытов находит в прикладных исследованиях и в сфере социально-психологической проблематики. Синонимом естественного эксперимента выступает «полевой эксперимент». Приоритет в разработке и внедрении естественного эксперимента в психологию и педагогику принадлежит А. Ф. Лазурскому.

Наши рекомендации