Характеристики внимания
Внимание как психическое состояние имеет следующие характеристики.
1. Интенсивность внимания есть степень ясности и отчетливости отражения содержания объектов и явлений, находящихся в фокусе сознания.
2. Концентрация - степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Степень сосредоточения внимания и объем связаны обратной зависимостью — увеличение объема, как правило, приводит к уменьшению степени и, наоборот.
3. Направленность характеризует объекты и явления, удерживаемые в поле сознания.
4. Объем близок к объему кратковременной памяти и составляет 7-9 элементов.
5. Распределение предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения нескольких заданий.
Свойства внимания как процесса:
1. Колебания внимания. По Н.Н.Ланге колебания внимания (время, при котором предпороговый раздражитель может восприниматься 2-3с), обусловлено утомляемостью рецепторов, непрерывной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
2. Отвлечение – непроизвольное изменение направленности.
3. Переключение характеризует направленность на любой аспект стимула, переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
4. Подвижность - быстрое изменение направленности, степени, объема.
5. Распределение - возможна направленность внимания одновременно на несколько объектов.
6. Сдвиги – непроизвольные изменения объема.
7. Устойчивость определяет длительность выполнения заданий, требующего непрерывного внимания.
Функции внимания
Сущность внимания проявляется в отборе значимых, релевантных (соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий, и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Практическая работа
Задание 1. Экспериментальное исследование избирательности внимания. Процедура исследования.
"Вам дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда включайте секундомер, а по окончании работы выключите
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп |
Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Шкала оценок Таблица №
Рез/сек | 250 и > | 240-249 | 230-239 | 220-229 | 210-119 | 200-209 | 190-199 |
Балл | |||||||
Уровень | низкий | ||||||
Рез/сек | 180-189 | 170-179 | 160-169 | 150-159 | 140-149 | 130-139 | 120-129 |
Балл | |||||||
Уровень | средний | ||||||
Рез/сек | 110-119 | 100-109 | 90-99 | 80-89 | 70-79 | 60-69 | Менее 60 |
Балл | |||||||
Уровень | высокий |
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.
Задание 2. Экспериментальное изучение концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция "Вам предложен тест с изображенными на нем буквами. Засеките 5 минут по секундомеру, так что бы вы могли разделить его на 60 секундные интервалы. С началом работы на бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»
С У А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А В Х В К И Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С Н Е И Н А И Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х И Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х Н С И А Х К С К В Х К В Н А В С И С Н А И К А Е К К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е А К Е И В А К С В Е И К С Н А В А К Е С В Н Е К С Н К С В Х И Е С В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х Е В Н А И Е Н К Е И В К А И С Н А С И А И С Х А К В Н Н А К С Х А И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К В В К Х В И С Н А К А Х В Х Н А И С Н Х Е К Н С К А И Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А И К С Н А В А К Е С В Н Е Х В Е Х С Н И С В К Е В Е В Х К Х С Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е И С Н А И С Н К В И Е Н А С Н А И С В К Е В Е В Х К Х С И Х Н В И Х К Х Е Н В И Н Е К Х Н С С Н Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Н Х Е К Х Н С И А Х Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С И В К Е В К Х К Е К Н В И С Н К Х В Е Х С Н А С К Е С Н К Н А Е С Н К Х К В И Х К А К С А И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И В И Х К Х Е Н В И Н Е К Х Н С А К А Е К Х Е В С К Х Е К Х Н А И С Н К В Е В Е С Н А Н С В К Х Е К Н А И С И И С Н Е И С Н В К Е Х К В Х Е И В Н А К И С Х А Е И В К Е В К И Х Е И С Н А И В Х С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В И К Х С Н А И С В Н К Х А В И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е Е В Е А И С Н А С Н К И В К Х К Е К Н В И С А И Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Н В И Е С А И С Н А И Н Е К Х Н С С Н К А Н К Н В Е И Н К В Х А К Е И В И С Н А К А Х В Е И В Н А Х Н Е Н А И К В И В Н А Х Н Е Н А И К В И Е И С Н А Е Н В И Н В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И А И С Н К В Е В К Х А В И В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х Х К Х И В К Е В К В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х К Х А В И И Х Н В И Х К Х Е А И С Н К В Е В И Х Н В И Х К Х Е А И С Н К В Е В К А С Е С Н А И С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н А И С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А И В Н Х И В С Н А Б С А В С Н А Е К К Х А В И И Х В И К Х Н Е Н А И К В И Е Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С К В Х К Х И В К Е В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х В С Н А Е К К А И Х Н Н А С А В К К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Х Н В И Х К Х Е В И К В И Н К А С Е С Н А И С Н А С А В К К А С Е С Н А И С И Х Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Х Н В И Х К Х Е В И К В И Н И Х Н Е И С Н А И С Н К В Х В Е К Е В К В Н А Н С Н А И С Н К С В Н Е К С Н Е К Х Н С А В С Н А Х К А С Е С Н А И В С Н А Е К К А Х А В И Х Х К Х И В К Е В К В В И Н А И Е Н Е К Х А В И Х К Х А В И И Х Н В И Х К Х Е И Х Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Н А С А В К Х Н В И Х К Х И Х Н В К В Н А К К Х А В И Х С К В Х К Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е Х Н Е И С Х И Х Е В И К В И Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К С Х Е К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х В К С Н Е В И К В И Н В С Н А Е К К А Н А С А В К К А С Е С Н А И С Е В И К В И Н К Х А В И Х С Х Е В И Х Н А И С Н Х
Обработкарезультатов: Определяется % концентрации внимания в каждую минуту опыта по формуле:
% концентрации внимания = ((n – m)/N) x 100%,
где N - общее количество заданных для вычеркивания букв, содержащихся в строках, просмотренных за одну минуту опыта; n - общее количество правильно зачеркнутых букв на этих строках; m - ошибки, то есть количество пропущенных и неправильно зачеркнутых букв.
Полученные данные сравниваются с существующими нормами:
81-100% - очень хороший показатель;
61- 81% - хороший показатель;
41- 61% - средний показатель;
21- 41% - низкий показатель.
При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности).
Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.
Задание 3. Какие из высказываний верны и почему:
а) Внимание - необходимое условие выполнения любой деятельности.
б) Внимание - врожденная особенность психической деятельности.
в) «Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля» (А.Р. Лурия).
г) В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.
д) Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Задание 4. Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему понятия, оставшиеся не включенными, не подходят в этот ряд:
а) Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.
б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
Задание 5. Укажите, из предложенных ниже вариантов, какие условия нужны для:
1. Поддержания произвольного внимания.
2. Возникновения непроизвольного внимания.
а) Отчетливое понимание целей и задач деятельности.
б) Создание благоприятных условий для деятельности.
в) Устойчивость интересов.
г) Осознание долга и обязанностей.
д) Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета на неподвижном фоне.
е) Новизна, сила, контраст раздражителя.
ж) Активная умственная работа.
з) Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя.
и) Необычность раздражителя.
к) Наличие косвенных интересов.
л) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
м) Привычные условия работы.
Задание 6.
Назовите условия, позволяющие сохранить распределение внимания:
а) Свободное владение одним видом деятельности при совмещении нескольких занятий.
б) Группировка объектов внимания.
в) Непроизвольный переход от одного объекта к другому.
г) Совмещение двух видов умственной деятельности.
д) Одновременное выполнение умственной и практической деятельности.
е) Связь между объектами внимания.
ж) Активность человека по отношению к объекту внимания.
з) Интерес к деятельности.
и) Автоматизированное выполнение одного из действий.
к) Одновременное выполнение двух трудных видов деятельности.
Задание 7. Экспериментатор бросал в круглый бумажный ящик горсть бобов и записывал то число бобов, которое он определил с первого взгляда, а затем сравнивал с тем количеством, что действительно находилось в ящике.
Какую характеристику внимания изучали в опыте?