Характеристики внимания

Ограниченный объем внимания определяет основ­ные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.

Устойчивость — это длительность привлечения вни­мания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами.

Устойчивость, определяемая периферическими фак­торами, не превышает 2 — 3 секунд, после чего внима­ние начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший ин­тервал — до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, оно возвращается все время к одному и тому же объек­ту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна [148], зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчи­вость внимания тесно связана с его концентрацией.

Концентрация определяется единством двух важ­ных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Под распределением понимают субъективно пе­реживаемую способность человека удерживать в цен­тре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возмож­ность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одно­временно семь не связанных между собою дел. Изве­стно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатичес­ких документов. Однако есть все основания предпола­гать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одномоментности выполнения несколь­ких дел обязано быстрому последовательному переклю­чению с одной на другую. Таким образом, распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость определяется скоростью пере­хода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распростра­ненного явления, как рассеянность, которая сводится преимущественно к плохой переключаемости.

Множество анекдотов посвящено рассеянности уче­ных. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенно­сти на основном предмете интересов: они так погруже­ны в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смеш­ном положении. Вот несколько фактов такого рода.

Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.П. Бородина [НО]. Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощать­ся с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю.

Или такой случай. Бородин поехал с женой за гра­ницу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чинов­ник посмотрел на него подозрительно. В это время в ком­нату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».

Известна и такая история. Приходит Н.Е. Жуковс­кий к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет.» — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что пере­дать?» — «Скажите, что приходил Жуковский.».

И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хо­зяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автомати­чески стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать [166]. Здесь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязанностью всех характеристик внимания.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевре­менным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основ­ной научной задачи.

Теперь обратимся к следующей характеристике внимания — предметности.Как уже было подчеркну­то выше, центральные механизмы внимания действу­ют путем изменения чувствительности (порогов) орга­нов чувств разной модальности. Но человек оперирует конкретными объектами, а не обобщенной модаль­ностью. Например, можно слушать оркестр, не заме­чая кашля соседа и шума вентилятора, смотреть кино­фильм, не замечая шляпы сидящего впереди зрителя, т. е. выделять определенные комплексы сигналов в со­ответствии с центральными установками, личной зна­чимостью и актуальностью.

Упомянутые характеристики внимания (устойчи­вость, концентрация и др.) в какой-то мере свойствен­ны не только человеку, но и животным. Но особое свой­ство внимания — произвольность — является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизволь­ным вниманием.

Виды внимания

ПРОИЗВОЛЬНОЕ— это сознательно регулируе­мое, сосредоточенное на объекте.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ— возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений; та­кое внимание позволяет ориентироваться в изменени­ях окружающей обстановки.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ— возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий для того, чтобы не отвлекаться.

В процессе восприятия при соответствующем на­пряжении внимания у человека создаются субъектив­ные образы объективных предметов и явлений, непос­редственно воздействующих на его органы ощущений. Часть этих образов возникает и видоизменяется во время ощущений и восприятий. Но есть такие обра­зы, которые остаются после прекращения ощущений и восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие образы называются пред­ставлениями.

Представления и их связи (ассоциации) могут дол­го сохраняться у человека. В отличие от образов вос­приятия, представления вызываются образами па­мяти.

Предлагаем любопытный тест (№ 4), при помощи которого вы можете проверить, хорошая ли у вас па­мять. Ведь в повседневной жизни нам часто приходит­ся запоминать много различной информации.

Запомните приведенные ниже слова вместе с по­рядковыми номерами, под которыми они числятся в списке.

Ответ можно считать правильным только при том условии, что слово воспроизводится вместе с его поряд­ковым номером, под которым оно числится в списке (при этом сам порядок воспроизведения слов не так важен).

На запоминание 20 слов дается 40 секунд (при работе в вечернее время разрешается увеличение интервала до 50 секунд).

Запишите все слова (вместе с их номерами).

1. Украинец

2. Экономика

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Глина

10. Словарь

11. Масло

12. Бумага

13. Пирожное

14. Логика

15. Христианство

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Память — это отражение того, что ранее воспри­нималось, переживалось, совершалось и осмыслива­лось человеком. Она характеризуется такими процес­сами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становит­ся наиболее активным.

Различают два вида памяти: генетическую (наслед­ственную) и прижизненную.

Наследственная намять сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожден­ные формы видового поведения (инстинкты). Она мень­ше зависит от условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненно накапливаемой долго­временной памятью.

Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), со­стоящих из длинных свернутых в спирали цепей. При этом в каждой клетке организма содержится вся наслед­ственная информация. Как носитель наследственной информации, ДНК имеет ряд особых свойств. Она устой­чива к повреждающим факторам, способна к исправле­нию некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. Эти и ряд других свойств и обеспечивают надежность наследственной информации.

Прижизненная память — это хранилище инфор­мации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной

памяти. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание (импринтинг) — является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.

Запечатлевание — это форма памяти, наблюдае­мая только в ранний период развития, сразу после рож­дения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внеш­ней среды. Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые показанным животному в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении и т. п. Такие реакции сохраня­ются на длительное время, что рассматривается как пример обучения и долговременного запоминания с од­ного предъявления.

Запечатлевание существенно отличается от обыч­ного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции, но оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и необратимо. При обычном обучении то, что показано последним, оказывает (при прочих равных условиях значимости, вероятности и т. п.) наибольшее влияние на поведение, тогда как при импринтинге объект, по­казанный первым, имеет большее значение. Здесь глав­ное — не новизна раздражителя, а его первенство.

Итак, легко заметить, что запечатлевание как фор­ма прижизненной памяти очень близко к наследствен­ной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому характеру своих проявлений.

Выделяют следующие виды прижизненной памя­ти: двигательную, образную, эмоциональную и симво­лическую (словесную и логическую).

Двигательная память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональ­ных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привыч­ки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остает­ся ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.

Одна из форм образной памяти — зрительная.Ее отличительная особенность в том, что в период удер­жания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

— упрощение (опускание деталей),

— некоторое преувеличение отдельных деталей,

— преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную).

Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняются ее положение и ориен­тация. В процессе сохранения образ трансформирует­ся и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроиз­водятся образы, редко встречающиеся, неожиданные.

С одной стороны, указанные преобразования обра­за в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти.

С другой стороны, эти преобразования могут при­нести пользу — превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управ­лению. Хорошо помнить только особенное, экстраорди­нарное — еще не значит иметь хорошую память.

У А.П. Чехова в пьесе «Чайка» неудачливый писа­тель так сравнивает себя с талантливым: «У него (та­лантливого) на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, зами­рающие в тихом ароматном воздухе»[196, с. 53]. Пос­леднее описание каждый воспринимал и читал мно­жество раз, и поэтому оно не вызывает яркого образа. Наоборот, блеск горлышка разбитой бутылки — неожи­данный и потому запоминающийся образ.

Образнаяпамять обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая.Однако есть про­фессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили, что можно эффективно тренировать образ­ную память, если воспроизводить заданные картины

мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.

Эмоциональнаяпамять определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоцио­нальное состояние возникло впервые. Важно подчерк­нуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формиро­вания следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Имеются утверждения о том, что чув­ственная память, на основе которой развивается эмо­циональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («зна­комое» и «чужое»). Сильные, эмоционально окрашен­ные впечатления человек хранит дольше всего.

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев [111] показал, что когда школьникам показывали картины, то точность их запоминания зави­села от эмоционального отношения к ним — положи­тельного, отрицательного или безразличного.

При положительном отношении они запомнили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при без­различном — всего 7.

Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию раньше пережитого чув­ства. Так, человек, напуганный или искусанный в дет­стве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство. Про­извольное воспроизведение чувств почти невозможно. Наряду с запечатлением чувственного состояния, со­путствовавшего восприятию той или иной информа­ции, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на точность ее сохранения.

Приведем пример. Был осуществлен такой экспе­римент [220]: студенты сидели в аудитории, опустив головы в экзаменационные листы. Внезапно дверь рас­пахнулась, и молодая женщина ростом 150 см, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зеленую шляпу, ворвалась в комнату. Она быстро бросила в сту­дента, сидевшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Федеральная селедка! Ты украл мои отметки». При этом снаружи, из коридора, был слышен хлопающий звук. Студент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вскрикнул и упал на пол. Когда нападавшая выскочила из комнаты, двое мужчин, оде­тых, как санитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на ноги и быстро вывели его. Вся сцена заняла минуту с момента, когда вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву.

Влияние эмоционального шока и неожиданности ярко проявилось тогда, когда студентов попросили немедленно описать полную картину событий, свиде­телями которых они были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот некоторые воп­росы и ответы.

Кто был нападающий ? Один студент писал:«... боль­шой, германского типа... как голливудский спасатель».

Как был одет нападавший? «...В униформу желез­нодорожного кондуктора».

Каково было оружие? «...Убийца использовал нож с открытым лезвием».

Кто был жертвой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер».

Поскольку инцидент был в высшей степени нео­жиданным и имел вид драматического, большинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоятельств вторжения. В описанной эксперимен­тальной ситуации деформацию следов в памяти мож­но отнести только за счет эмоционального воздействия, ибо фактор времени исключен, и нельзя отнести забы­вание за счет преобразования информации за длитель­ный период хранения.

Символическая памятьподразделяется на словес­ную и логическую. Словесная память формируется впроцессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10 — 13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения. Дру­гая черта — (и в этом ее преимущество перед образной памятью) — значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значи­тельно проще. Однако и при словесном сохранении на­блюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего воспроизводятся начальные и конечные, кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла вни­мание человека, при пересказе имеет тенденцию пере­двигаться к началу.

Точность словесного воспроизведения обеспечива­ется не только повторением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспроизведе­нии. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного. Постепенно через обобщение развивается логическая память.

Отношения словесной памяти со зрительной — сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой — она может оказы­вать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительные образы в памяти могут так преобразовываться, чтобы точнее соответ­ствовать своим словесным описаниям.

По времени сохранения материала выделяют че­тыре основные формы памяти:

— мгновенная(или иконическая — память-образ) связана с удержанием точной и полной карти­ны только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки получен­ной информации. Эта память — непосред­ственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с, и она представляет собой полное остаточное впечат­ление, которое возникает от непосредственно­го восприятия стимулов; — кратковременнаяпредставляет собой способ хранения информации втечение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает не­скольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существен­ные элементы. Эта память работает без пред­варительной сознательной установки на запо­минание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала;

— оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определен­ного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчи­тан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти;

— долговременная — это память, способная хра­нить информацию в течение практически нео­граниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может вос­производиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систе­матическое воспроизведение данной информа­ции только упрочивает ее следы в долговремен­ной памяти.

Особенности запоминания и припоминания выс­тупают в виде качеств памяти. К ним относятся:

— объем (измеряется количеством объектов, при­поминаемых сразу же после их однократного восприятия);

— быстрота (измеряется скоростью, т. е. количе­ством затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала);

— точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось);

— длительность (измеряется количеством време­ни, в течение которого без повторных воспри­ятий может припомниться то, что запомнилось).

Подводя итог всему вышесказанному, можно под­черкнуть, что память — это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений.

Ощущения, восприятия и представления человека отражают главным образом те предметы и явления или их отдельные свойства, которые непосредственно воз­действуют на анализаторы. Эти психические процессы, вместе с непроизвольным вниманием и наглядно-образ­ной памятью, представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности.

Но чувственные основы не исчерпывают всех воз­можностей человеческого отражения. Об этом свиде­тельствует то, что человек очень многое не ощущает и не воспринимает, но познает. Он, например, не слышит ультракороткие или слишком слабые звуки, не ощущает небольшие температурные изменения, не видит движе­ния световой волны или радиоволны, не осязает про­цессов, происходящих внутри атомов, и т. д. Особенно остро проявляется ограниченность чувственного позна­ния в отражении прошлого и будущего, то есть того, что объективно не существует и не воздействует на челове­ка в конкретный момент его жизненной деятельности.

Несмотря на такую ограниченность, человек все-таки отражает и то, что недоступно его чувственному познанию. Это происходит благодаря мышлению.

Прежде чем перейти к рассмотрению особеннос­тей мышления, попробуйте, с помощью предлагаемого теста (№ 5), определить: к чему вы более склонны — действовать или размышлять?

Ответьте на вопросы «да» или «нет»:

1. Вам нравится быть занятым?

2. Пробки и медленное движение машин на дорогах вас раздражают (при условии, что вы — в машине) ?

3. Склонны ли вы спешить с одного места на другое, с одной работы на другую?

4. Вам неприятно, если приходится сидеть «сложа руки» и ничего не делать?

5. Вы предпочитаете быть участником, а не зрителем?

6. Пользуетесь ли лестницей, если много людей ждут лифта?

7. Жалуются ли окружающие, что вы слишком быс­тро все делаете?

8. Встаете ли вы рано, даже в выходные дни?

9. С энтузиазмом ли воспринимаете новые проекты? 10. Вам нравится организовывать людей?

И. Предпочитаете ли вы действовать, а не планиро­вать?

12. Много ли времени проводите, фантазируя и меч­тая?

13. Думаете ли когда-нибудь о том, откуда появился род человеческий?

14. Любите ли отгадывать кроссворды?

15. Часто ли посещаете музеи и выставки?

16. Получаете ли удовольствие от интересной беседы?

17. Есть ли у вас привычка шагать по лестнице через ступеньку?

18. Считаете ли вы, что успеваете делать больше дру­гих людей?

19. Предпочитаете ли вы активный отдых спокойному?

20. Становится ли вам скучно, если нечего делать?

Мышление— это обобщенное отражение объек­тивной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризу­ется общностью и единством с речью.

Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъектив­но нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Мышление проявляется при решении любой зада­чи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мо­тив побуждает человека искать выход. Непосредствен­ным толчком к развертыванию мыслительного процес­са служит возникновение задачи, которая, в свою очередь, появляется как следствие осознания рассог­ласования между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение.

Первый этап, непосредственно следующий за осо­знанием наличия задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую для ориентировки в ее условиях, анализа компонентов, выделения среди них наиболее существенных и соотнесения их друг с дру­гом. Предварительная ориентировка в условиях зада­чи является обязательным начальным этапом всякого процесса мышления.

Следующий ключевой этап связан с выбором од­ной из альтернатив и формированием общей схемы решения. В процессе такого выбора некоторые возмож­ные ходы в решении обнаруживают себя как более вероятные и оттесняют неадекватные альтернативы. При этом из памяти извлекаются не только общие черты данной ситуации и аналогичных ситуаций из про­шлого опыта человека, но и сведения о результатах, ко­торые получались ранее при подобных мотивациях и эмоциональных состояниях. Происходит непрерывное сканирование информации в памяти, а наличная до­минирующая мотивация направляет этот поиск. Харак­тер мотивации (ее сила и длительность) определяет из­влекаемую из памяти информацию.

Постепенное повышение эмоциональной напря­женности ведет к расширению диапазона извлекаемых из памяти гипотез, но чрезмерное напряжение может сузить этот диапазон, что и определяет известную тен­денцию к стереотипным решениям в стрессовых ситу­ациях. Однако и при максимальном доступе к инфор­мации полный перебор гипотез нерационален из-за больших затрат времени.

Для ограничения поля гипотез и управления оче­редностью перебора используется специальный меха­низм, тесно связанный с системой установок человека и его эмоциональным настроем. Прежде чем переби­рать и оценивать возможные подходы к решению зада­чи, ее нужно понять. А что такое понять?

Понимание обычно определяется наличием проме­жуточных понятий, связывающих условия задачи и тре­буемый результат, и транспонируемостью решения. Решение будет транспонируемым, если выделен общий принцип решения для класса задач, то есть, выделен ин­вариант, который может быть использован для реше­ния задач других классов. Научиться выделять такой общий принцип — значит получить универсальный инструмент для решения задач. Этому помогают трени­ровка в переформулировании задачи.

Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются:

— понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов иявлений);

— суждения (установление связи между предме­тами и явлениями; оно может быть истинным и ложным);

— умозаключения (вывод из одного или несколь­ких суждений нового суждения);

— образы;

— представления.

К основным операциям мышления относят;

— анализ (мысленное разделение целого на час­ти с последующим их сравнением);

— синтез (объединение отдельных частей в це­лое, построение целого из аналитически задан­ных частей);

— конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операцию, обратную обобщению);

— абстрагирование (выделение какой-либо сто­роны или аспекта явления, которое в действи­тельности как самостоятельное не существует);

— обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений);

— сравнение;

— классификацию.

Важно отметить, что основные мыслительные опе­рации можно представить как обратимые пары: ана­лиз — синтез, выявление сходства — выявление раз­личий, абстрагирование — конкретизация.

Основными видами мышления являются теорети­ческое(к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также практическое(к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное мышление) см. рис. 2.3.

Характеристики внимания - student2.ru

К основным свойствам ума относятся:

— любознательность и пытливость (стремле­ние узнать как можно больше и доскональнее);

— глубина (умение проникать в сущность пред­метов и явлений);

— гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);

— критичность (умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);

— логичность (умение мыслить стройно и после­довательно);

— быстрота (способность принимать правиль­ные решения в кратчайшие сроки).

При исследовании мыслительных процессов обна­ружено несколько видов барьеров — специфических препятствий в мышлении, своеобразных табу. Это и самоограничения, связанные с инертностью и трафа­ретностью нашего мышления, и преклонение перед живыми авторитетами («сам Н.Н. скептически ото­звался о перспективности работ в этом направлении») и мертвыми («еще Пуанкаре указывал на неразреши­мость аналогичной проблемы»), и запреты, основан­ные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»). Один из наиболее действенных способов подавления новых идей — это представление, согласно которому никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предлагает лучше­го или более доказательного.

Для преодоления перечисленных барьеров полезно в начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез независимо от их ожидаемой продуктивности. И только по мере того как анализ продвигается, он дол­жен сосредоточиваться на все более узкой сфере, име­ющей более близкое отношение к решаемой задаче.

Для облегчения преодоления указанных трудно­стей и чтобы не упустить важных гипотез при случай­ном переборе разработан специальный метод — «Мор­фологический анализ» [3]. Он состоит в расчленении задачи на функциональные элементы и последователь­ном исследовании всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.

Другим способом направить ассоциации в нужную сторону является метод «фокальных объектов»[3]. В рамках этого подхода производится анализ сочетания свойств изучаемого объекта и нескольких случайных, но принудительным образом выбранных.

Еще одним способом ухода от стереотипов в реше­нии является умение целенаправленно видоизменять, «покачать» условия задачи. С этой целью можно изме­нять размеры объекта как в сторону уменьшения — до нуля, так и в сторону увеличения —до бесконечности, можно варьировать и время существования объекта от микроинтервалов до бесконечности. Тот же эффект достигается и при дроблении объекта на части, и при поиске решения для отдельных частей раздробленного объекта. Целесообразно использовать и перенос реше­ния в другое пространство или введение неравномер­ности в пространственные особенности среды или объекта.

В мышлении понятиями заложена еще одна воз­можность оптимизации решения задачи. Использова­ние понятий разного уровня позволяет, переходя от менее обобщенных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от проторенных путей решения.

Одним из действенных способов активизации мыш­ления считают подсказку. Ее можно предлагать или на разных (раннем и позднем) этапах решения задачи, или

на одном и том же этапе применять подсказки различ­ного уровня — более или менее конкретные. В качестве подсказки для решения основной задачи можно исполь­зовать вспомогательную задачу, менее трудную, но содержащую принцип решения основной, который может быть перенесен. Рассмотрим пример из книги А.В. Брушлинского [27].

Задача: будет ли гореть свеча в космическом ко­рабле в условиях невесомости?

Решение: невесомость исключает конвекцию, и горе­ние невозможно, так как продукты горения не удаляются из пламени и оно гаснет из-за отсутствия кислорода.

На первых стадиях решения этой задачи могут быть предложены две более легкие вспомогательные зада­чи-подсказки, решение которых тоже основано на принципах конвекции и диффузии.

Почему батареи водяного отопления располагают­ся в комнате внизу, а не наверху? (Конвекция) Почему сливки на молоке быстрее отстаиваются в холодном помещении? (Диффузия)

Используют разнообразные подсказки: сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, при­ведение аналогии. Однако надо иметь в виду, что под­сказка, совпадающая по времени с формированием соб­ственного решения, может резко затормозить его или вовсе сорвать — так называемый эффект запирания [44].

Эффект запирания нередко проявляется на экзаме­не, если подсказка экзаменатора, предложенная в мо­мент, когда экзаменующийся почти достиг результата, разрушает мыслительную схему собственного решения, и он даже не может понять, что ему подсказывают, настолько он поглощен реализацией своего решения.

Все перечисленные способы преодоления мыс­лительных барьеров весьма эффективны при необ­ходимости найти новый оригинальный подход к ана­лизу теоретических и технических проблем. Однако в обыденной жизни человек вынужден ежедневно решать задачи межличностного общения, и тогда обнаруживается, что здесь ему еще труднее, высво­бождаться из под жесткого контроля традиционных и стереотипных подходов.

В последние годы стало быстро развиваться даже отдельное направление в психологии — теория атри­буции,— изучающее способы повседневного, обыден­ного мышления. Поле приложения усилий исследова­телей в этой области — изучение влияний социальной среды на то, как человек, вынужденный действовать в условиях информационной неопределенности, выдви­гает гипотезы о причинах наблюдаемого поведения дру­гих людей.

Карл Юнг [206] рассматривал два типа людей по характеру мышления:

— интуитивный (характеризуется преобладани­ем эмоций над логикой и доминированием пра­вого полушария головного мозга над левым);

— мыслительный (ему свойственны рациональ­ность и преобладание левого полушария голов­ного мозга над правым, примат логики над чув­ствами).

В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь про­текают на основе общих элементов — слов. Речь воз­никла одновременно с мышлением в процессе обще­ственно-исторического развития человека.

Прежде чем мы рассмотрим особенности и требо­вания, предъявляемые к речи современного образован­ного человека, предлагается ответить «да» или «нет» на вопросы теста (№ 6), позволяющего определить, насколько эффективно вы владеете своей речью и умеете излагать собственные мысли:

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возра­сту, образованию, интеллекту и общей культуре со­беседника?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний ?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших выска­зываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы по­нять их мысли и настроения?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь Ли вы опровергнуть мысли собесед­ника?

12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда со­глашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?

Наши рекомендации