Раздел (тема)_ Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология _ Тема 3.3. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте
Коды проверяемых умений, знаний и общих компетенций____ОК 2., ОК 5, З7., З2., З1.У1., У2.
1. Процесс индивидуального развития от рождения до смерти:
А) филогенез | Б) онтогенез |
В) созревание | Г) рост |
Д) социогенез |
2. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
А) эпигенез | Б) развитие |
В) созревание | Г) рост |
Д) социогенез |
3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
А) социогенез | Б) развтие |
В) социолизация | Г) созревание |
Д) эпигенез |
4. Развитие, происходящее благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого:
А) социогенез | Б) развтие |
В) социолизация | Г) созревание |
Д) эпигенез |
5. Всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания:
А) амплификация | Б) интериоризация |
В) экстериоризация | Г) инволюция |
Д) аффилиация |
6. Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности:
А) уровень потенциального развития | Б) уровень актуального развития |
В) уровень послеоперационального развития | Г) уровень ближайшего развития |
Д) уровень дооперационального развития |
7. Необратимое ослабление или распад психических функций:
А) эволюция | Б) интериоризация |
В) экстериоризация | Г) инволюция |
Д) габитуация |
8. Слитность, нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития человека:
А) синкретизм | Б) эмпиризм |
В) гипокинезия | Г) гиперпатия |
Д) гипермнезия |
9. Характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции:
А) эгоизм | Б) эгоцентризм |
В) инфантилизм | Г) синкретизм |
Д) эмпиризм |
10. Метод исследования, состоящий в сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий испытуемыми разного возраста:
А) лонгитюдный срез | Б) метод возрастных срезов |
В) метод двойной стимуляции | Г) генетический метод |
Д) близнецовый метод |
11. Длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека:
А) лонгитюдный срез | Б) метод возрастных срезов |
В) метод двойной стимуляции | Г) генетический метод |
Д) близнецовый метод |
12. Деятельность направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, мебели, предметов одежды и пр.:
А) орудийная деятельность | Б) манипулятивная деятельность |
В) игровая деятельность | Г) общение |
Д) предметная деятельность |
13. Автономная детская речь, являющаяся одним из этапов развития речи ребенка на ранних этапах онтогенетического развития характеризуется:
А) ситуативностью, обуславливающую неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность
Б) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета
В) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами
Г) все выше перечисленное
Д) верен только ответ А)
14. Выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания признака:
А) сериация | Б) классификация |
В) абстракция | Г) обобщение |
Д) символизация |
15. Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению:
А) психологическая инкапсуляция | А) демонстративный нигилизм |
В) инфантилизм | Г) габитуация |
Д) сенсибилизация |
16. Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым, негативно влияющая на развитие личности ребенка и препятствующая формированию его самостоятельности и независимости:
А) привязанность | Б) психологический симбиоз |
В) инфантилизм | Г) габитуация |
Д) сенсибилизация |
17. В концепции развития личности Э.Эриксона:
А) доказывается, что развитие может быть бескризисным
Б) разработан нормативный подход к исследованию развития ребенка от рождения до 16 лет
В) показано, что психосоциальный кризис является необходимым звеном в развитии личности
Г) представлены периоды развития личности до взрослости
Д) отношения личности и общества выступают как отношения антагонизма и противостояния
18. Понятие «психологический возраст» было введено в психологию развития:
А) А.Н. Леонтьевым | Б) Э.Эриксоном |
В) Л.С. Выготским | Г) Д.Б. Эькониным |
Д) Ж. Пиаже |
19. Вклад Л.С. Выготского в изучение специфики критических периодов состоит в том, что он первым из исследователей:
А) впервые выделил и описал кризисы 3 и 7 лет
Б) показал позитивное психологическое значение кризисов
В) сформулировал условия организации воспитания ребенка, при которых можно избежать кризисов в развитии
Г) экспериментально доказал возможность бескризисного развития
Д) впервые описал кризис подросткового возраста
20. Специфика онтогенеза человека, в отличие от онтогенеза животных состоит в том, что:
А) важным фактором психического развития человека наряду с природной средой является социальная среда
Б) животные наследуют свои видовые свойства, а человек –нет
В) развитие человека осуществляется в форме присвоения общественно-исторического опыта
Г) человек в ходе индивидуального развития повторяет развитие человеческого рода
Д) в процессе онтогенеза человек по сравнению с животными приобретает более сложные формы индивидуального изменчивого поведения
21. По мнению Л.С. Выготского обучение и развитие соотносятся следующим образом:
А) обучение «ведет за собой развитие»
Б) обучение «следует за развитием»
В) обучение и развитие тождественны друг другу
Г) обучение и развитие независимы друг от друга
Д) обучение и развитие являются взаимообуславливающими друг друга процессами
22. В теории психического развития А.Н. Леонтьева- Д.Б. Эльконина- А.В. Запорожца:
А) наследственность рассматривается как необходимое и достаточное условие развития
Б) социальная среда рассматривается как источник развития
В) социальная среда рассматривается как источник детских травм
Г) развитие является результатом конвергенции внутренних задатков и внешних условий
Д) развитие ребенка осуществляется входе подражания взрослому
23. По мнению Д.И. Фельдштейна жизнь взрослого человека- это:
А) стабилизация, закрепление на уровне достигнутого
Б) реституциональный процесс
В) инволюционный процесс
Г) чередование инволюционных и стабильных периодов
Д) движение, изменение, развитие
24. Социализация взрослого:
А) субъективна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов
Б) объективна по своей сути, это присвоение общественного опыта
В) это развитие социально значимых качеств
Г) это условное понятие, подлинная социализация- это задача предшествующих возрастных периодов
Д) это мало изученный процесс в психологии
25. По результатам исследований школы Б.Г. Ананьева в зрелости наибольшая часто проявляются:
А) стабилизация психофизиологических функций
Б) положительные сдвиги психофизиологических функций
В) отрицательные сдвиги в психофизиологических функциях
Г) стагнация психофизиологических функций
Д) общая тенденция в динамике не была выявлена
26. Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
А) К. Юнгом | Б) Ш. Бюлер |
В) Э. Эриксоном | Г) В. Штерном |
Д) А. Адлером |
27. Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами:
А) ассимиляция | Б) агглютинация |
В) адаптация | Г) аффилиация |
Д) аккомодация |
28. Одно из направлений психологии, возникшее как критическая реакция на ассоцианизм и структурную психологию, рассматривавшее сознание как динамическое целое полевого типа, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными:
А) бихевиоризм | Б) гуманистическое направление |
В) экзистенциальное направление | Г) гештальт-психология |
Д) когнитивизм |
29. Сформулированный Э. Геккелем закон гласит- зародыши любого вида в своем эмбриональном развитии проходят примерно те же стадии, что и эволюционные предки данного вида, т.е. эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза:
А) социогенетический закон | Б) биосоциальный закон |
В) биогенетический закон | Г) социальный закон |
Д) социологизаторский закон |
30. Количественный показатель степени развитая тех или иных функций или структур, определенный на основе соотнесения референтных показателей с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастов: