Тема 3.2. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

План

1. Общение как социально-психологический феномен. Особенности общения на разных этапах онтогенеза. Особенности общения со сверстниками и взрослыми детей младшего школьного возраста .

2. Группа как социально – психологический феномен. Классификация групп. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Общение играет огромную роль в развитии и формировании личности. Общение, это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией, идеями, эмоциями и целью установлению определенных отношений.

А.А. Бодалев

Общение – это процесс взаимодействия двух или более людей, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

М.В. Гамезо

Выделяют следующие функции общения:

  1. Передача общественно-исторического опыта;
  2. Условие формирования личности;
  3. Планирование, организация и регулирование совместной деятельности людей;
  4. Движущая сила психического развития (особенно в младенческом и подростковом возрасте);
  5. Познание друг друга.
  6. Выражение отношения к окружающим людям и деятельности.

Общение – это особый вид деятельности. Особенность общения в том, что 1) оно

проникает во все виды деятельности; 2) в процессе общения человек является и объектом и субъектом деятельности.

Общение и деятельность неразрывно связаны. Наряду с общим понятием «общение» выделяется понятие «педагогическое общение».

Педагогическое общение – это профессиональное общение учащимися с учителем на уроке и вне его, направленное на сознание благоприятного психологического климата.

Педагогическое общение имеет свои функции:

  1. Функция социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
  2. Организаторская функция взаимоотношений педагога с детьми;
  3. Средство решения учебных задач.

Говоря о педагогическом общении педагога с детьми выделяют стили общения.

Стиль общения – типичная для человека система приемов общения, которая

характеризует индивидуальный почерк, манеру поведения.

Традиционными стилями общения являются авторитарный, демократический, либеральный. При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь у собственных установок.

В общении подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно, пренебрегает мнением детей. Любая инициатива среди учащихся воспринимается как акт своеволия, посягательство на авторитет педагога.

Авторитарный стиль выражается в 2 тактических действиях: диктат и опека. Обе тактики сдерживают самостоятельность детей, формируют такую черту как зависимость. Такие педагоги недооценивают возможности детей, для них характерен низкий уровень понимания своих учеников, оценка которых в основном зависит от показателей успеваемости.

Если говорить о речевом общении педагога – автократа, то следует отметить, что он чаще обращается к отдельным ученикам, чек к классу в целом, дифференцирует слабых и сильных учеников. Часто использует резкую и ироническую интонации.

Либеральный стиль руководства отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия. Выполняя свои обязанности формально, педагог пытается самоустраниться от руководства, избежать роли воспитателя, ограничившись выполнением только лишь преподавательской функции. Педагог использует тактику невмешательства. Следствием данного стиля является потеря педагогом контроля за учениками, неспособность позитивно влиять на становление личности учащихся. Успеваемость и дисциплина в таких классах неудовлетворительные. Объектом обращения такой педагог использует сильных учащихся. Во взаимоотношениях со всеми вежливы и доброжелательны.

Для демократического стиля общения характерен ориентир на стимулирование активности учеников. Основной рычаг управления – опора на коллектив . ему присущи активно- положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.

Такой педагог добивается желаемого результата убеждением. Социально-психологический климат в классах всегда несравнимо благополучнее, чем у педагогов -авторитаристов. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим, терпимостью к справедливой критике, готовностью принять на себя ответственность в ситуациях групповой неудачи.

Педагогам – демократам свойственно чаще всего равное общение, но в целях воспитательного воздействия они используют и иронию, и шутку, и приветливую теплую интонацию. Однако ситуативно, они могут высказать свое отношение в жестком и требовательном тоне.

Рассматривая общение, психологи выделяют три основные стороны общения:

  1. Коммуникативная (обмен информацией).
  2. Интерактивная (межличностное взаимодействие людей).
  3. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

Говоря о коммуникативной стороне общения, следует отметить, что при общении

могут возникать психологические барьеры, лежащие установлению контакта: барьер темперамента, барьер характера, барьер отрицательных эмоций, барьер страдания, барьер гнева, барьер отвращения и брезгливости, барьер презрения, барьер страха, барьер стыда и вины, барьер плохого настроения.

Группа

В толковом словаре русского языка словом «группа» называет­ся, в частности, объединение нескольких лиц в общей работе, ради общей цели, идеи.

С точки зрения научного подхода группа - это двое или более лиц, которые определенным образом взаимодействуют друг с дру­гом, осознают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Известный американский психолог М. Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифи­цировалих по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привле­кают внимание авторов определения:

- восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

- мотивация членов группы;

- групповые цели;

- организационные (структурные) характеристики группы;

- взаимосвязь;

- взаимодействие членов группы.

Р. Мертон выделил следующую классификациюмалых групп:

1. Лабора­торные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функ­ционирующие в реальных жизненных ситуациях. Это разделе­ние не является абсолютным. Например, если в эксперименте принимает участие реально существующая группа (или ее часть), то довольно трудно отнести ее к той или иной категории. Одна­ко деление это важно для социальной психологии, так как ста­вит проблему переноса тех закономерностей, которые получе­ны в экспериментальных условиях, на жизнедеятельность ре­альных групп.

2. Организован­ные (формальные, официальные) и спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Главное различие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач; спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их.

3. Открытые и ­закрытые группы является степень открытости группы влияниям окружающей среды, общества. «Закрытость» группы довольно час­то используется обществом для достижения каких-либо задач, не принимая во внимание те психологические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Можно привести примеры закрытых групп - армейские подразделения; полярные экспеди­ции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании.

4. Стационарные и временные. Постоянство или временность су­ществования группы имеет, конечно, относительный характер. Однако важной характеристикой является восприятие членами группы времени ее существования. Так, студенческая группа, образованная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значе­ние, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разному.

5. Рефе­рентные группы. Основанием для подобного деления является сте­пень значимости группы для индивида с точки зрения его ориен­тации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки. Если группа рассматривается только как место пребы­вания человека и не связана с системой его ценностей, соци­альных установок, то в таком случае речь идет только о группе членства. Но если группа занимает серьезное место в жизни инди­вида, если нормы и ценности этой группы человек разделяет, соотносит с ними свои взгляды, то такая группа является для него референтной.

Существует и другой подход к классификациималых групп, основанный на учете их направленности. С точки зрения - этого подхода выделяют группы с положительной, неустойчивой и от­рицательной направленностью, а также преступные группы.

Причины возникновения малых групп:

- запрос общественно-экономического характера;

- престижность данной социальной сферы (профессиональной и т.д.);

- психологические причины вхождения в определенную социальную группу (удовлетворение потребностей индивида, сфера человеческого общения).

Признаки малой группы: определенный способ взаимодействия между их членами; членство, чувство принадлежности к данной группе; адекватность, т. е. осознание членами группы себя как «МЫ», а других - как «ОНИ».

Структура малых групп характеризуется рядом параметров: ко­личественным составом, ролевой структурой, причинами обра­зования, системой общения, нормами поведения и санкциями за их нарушение, устойчивостью группы, временем существова­ния, сплоченностью, атмосферой, положением среди других групп.

К числу больших социальных групп относятся классы, партии, нации и пр.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произ­водства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам полу­чения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Классообразую­щими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля обще­ственного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т. е. неравенство. Тема 3.2. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте - student2.ru

С позиции социально-психологического подхода большие социальные группы следует характеризовать не только с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, но и об­раза жизни, культуры, социальной справедливости, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признакам и больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические яв­ления.

К числу больших социальных групп относятся и массовые дви­жения - человеческие множества, как правило, непрочные и слу­чайные.

Социально-психологическими признаками человеческих мно­жеств являются отсутствие организованности, слабое взаимодей­ствие между членами и анонимность.

По существу, массовые движения - это продукт дестратифи­кации, своего рода «агрегат» людей, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, напри­мер для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданс­кие, потребительские права и т. п. Существуют политические, ре­лигиозные и расовые движения. Иногда движения называют «ре­форматорскими», «революционными». Среди них различаются:

- национально-культурные общества, целью которых являет­ся изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;

- профессиональные общества (например, ассоциация «Анти­СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения уси­лий и специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движени­ям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом поло­жении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопо­мощи;

- культурно-воспитательные общества, в частности «Мир через семью» и др.;

- различные фонды, построение которых осуществляется либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотвори­тельной организации;

- общности краткосрочного, оперативного действия, к кото­рым относятся различные комитеты поддержки.

Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции, социальные стереоти­пы, установки, ценности и другие массовые социально- психоло­гические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психоло­гическое явление, которое играет решающую роль в институцио­нализации общества.

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выражен­ное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций: оно регу­лирует и предписывает определенное поведение, выражает и от­ражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения следующие: оцен­ка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуж­дение, неодобрение, несогласие, протест.

Общественное мнение по своей сути одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при опре­деленных условиях, средство познания. Истина и ложь - это две крайние точки, в промежутке между которыми существует обще­ственное мнение. Общественное мнение способствует достижению истины, использованию знаний и чувств людей для воздействия на социальную действительность.

Социально-психологическая компетентность населения - это прежде всего способность общественного мнения адекватно оце­нивать различные явления, процессы.

Кроме элементов рационального знания, в структуру обще­ственного мнения входят представления - обобщенный образ мно­гих чувственных впечатлений и наглядно-образное знание, воз­никающее зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментарность представлений может и дезориентировать обще­ственное мнение.

Спекулируя на особенностях процесса познания, средства массовой информации могут манипулировать общественным мнени­ем, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности.

Слухи представляют собой недостоверные или частично досто­верные сообщения, исходящие от одного лица или группы, о ка­ких-либо событиях, ничем другим не подтвержденные, устно пе­редающиеся от одного лица к другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными.

Психологическое воздействие слухов включает в себя три вза­имосвязанных этапа, или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия ОПВ; результат, т. е. последствия перестройки психики ОПВ и его ответные реакции, которые выполняют функцию обратного воз­действия ОПВ на СПВ.

Чаще всего слухи воздействуют на центральную нервную си­стему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астеничес­кие психические состояния, вплоть до истерики, путем созда­ния невыносимой, экстремальной в психологическом плане об­становки.

Наши рекомендации