Методика «Последовательность событий»
Методика предназначена для исследования развития логического мышления и речи. В качестве экспериментального материала используются четыре картинки (см. приложение 4). Перед испытуемым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1 -4.
Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Если ребенок правильно понимает все компоненты картинок, то можно переходить к эксперименту.
Инструкция: «Я положу перед тобой 4 картинки в неправильном порядке. Ты разложишь их так, чтобы можно было рассказать по ним целый рассказ. Первую картинку ты положишь на это место (показывает определённое место с левой стороны стола), вторую вслед за ней вот сюда, третью вот сюда, а четвёртую последней. Задание состоит из двух частей: 1) вкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Диагностика развития произвольности (действие по правилу) Методика «Узор»
Методика направлена на выявление умения подчинять свои действия правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
Инструкция. Детям раздают тетрадки (приложение 5) и говорят: «Мы будем учиться рисовать узор. На первых листах в ваших тетрадках сверху есть узор (проверяющий показывает узор на своем образце). Посмотрите как соединены квадраты и кружки. Они соединены по правилам. Теперь посмотрите: внизу на ваших листочках нарисованы ряды квадратов и кружков, которые не соединены друг с другом. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) будем соединять друг с другом только те фигуры, которые я буду называть: квадрат с кружком, два кружка," кружок с квадратом и два квадрата; 2) линия нашего узора должна идти только вперед (проверяющий движением руки обозначает направление); 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигуры, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной (в ней не будет «дырок»). Посмотрите еще раз на готовый узор (внимание детей обращается на образец). Он выполнен по этим трем правилам. Теперь посмотрите на нижнюю полоску. Вы будете сами соединять фигурки. [^Соедините квадрат с кружком, два кружка, кружок с квадратом, два квадрата, квадрат с кружком».
Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет каждое соединение, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят 4 соединения.
Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и помнить правила: соединять те фигуры, которые я буду называть, линия должна быть непрерывной (без «дырок»), а это значит, что каждое новое соединение начинается с той фигуры, на которой закончилась линия, и еще линия узора должна идти все время вперед. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».
Диктант для первой серии.
«Соедините квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом».
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.
После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.
Диктант для второй серии.
«Соедините круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом».
Диктант для третьей серии.
«Соедините два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, еще раз два круга».
Диагностика уровня развития игровой деятельности
Диагностика игры проводится методом наблюдения за группой детей, поскольку в 5-летнем возрасте игра имеет характер совместной деятельности и проявляется в обществе сверстников. Наблюдение за игрой проводится во время свободной самостоятельной деятельности детей в группе (не более 10-12 чел), примерно в течение 30 мин. Взрослый предлагает детям поиграть во что они сами хотят, пока он займётся своими делами. Пользуясь методом скрытого наблюдения, т.е. не вступая в контакт с детьми, психолог отмечает в протоколе следующие особенности игры детей.
— Играющие объединения - их количество, число детей в каждом и примерная продолжительность. Например, если 2 ребёнка в течение 10 минут играют в одну игру, это отмечается в соответствующей графе протокола следующим образом — 2 (10).
— Сюжеты игр — наблюдатель отмечает, во что именно играют
дети (в дочки-матери, магазин, парикмахерская и пр.) Если определить сюжет игры невозможно, (например, дети бегают друг за другом), по окончании наблюдения можно спросить у самих детей, во что они играли.
Ролевое поведение в игре (фиксируется для каждого ребенка):
— наличие игровых действий;
— называние себя или партнёра игровым именем;
— наличие высказываний от имени ролевого персонажа и обращенных партнёрам по игре;
— использование предметных атрибутов, характерных для данной роли (например, шприц или таблетки для врача, утюг или посуда для мамы и пр.),
— соблюдение ролевых правил.
В протоколе «Ролевое поведение» (см. приложение 9) для каждого ребёнка условным знаком (+) фиксируется наличие и количество соответствующих показателей ролевого поведения.