Свойства чувств в психологии
Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:
1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
3. Эстетические чувства.Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.
Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:
1. Эмоциональный тон.Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.
7. Апатия.Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
8. Депрессия.Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели
14Современная психология рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Проблема воли, поставленная по существу, не формально и не функционально, – это, прежде всего, проблема содержания воли, того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, а также каково ее строение. Воля возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Таким образом, возникновение волинеразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам произвольно определяет свое поведение и отвечает за него. [6]
Один из существенных признаков деятельности, регулируемых волей – связь волевого действия с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Ее можно определить как некую внутреннюю силу психического свойства, способную осознанно управлять психическими явлениями и поведением человека. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. [3]
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Она подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности. Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, человек обращает внимание на предметы и явления, вызывающие у него определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами. Но, наряду с этим, чувства могут выступать и препятствием к достижению поставленной цели, и, следовательно, необходимо приложить волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. [2]
Еще один признак волевого характера действия – это наличие продуманного плана его осуществления. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». [6, с. 636]
Также, существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Ведь именно с успешным совершением волевогоакта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. [3]
Функции воли.
Волевые процессы выполняют следующие функции.
1. Инициирующая.
Эта функция непосредственно связана с мотивационными факторами. Заключается в том, чтобы запустить то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Стабилизирующая.
Выражается в произвольной, сознательной регуляции действий и волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне, если возникают внешние и внутренние помехи разного рода.
3. Ингибирующая.
Проявляется в сдерживании (торможении) нежелательной активности, других, часто сильных, желаний и мотивов, других вариантов поведения.
4. Генетическая (продуктивная).
Благодаря этой функции, повышается уровень осознаваемости и организованности всех психических процессов, а также формируются волевые свойства личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность, самообладание и др.