Условия развития учебной деятельности
В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях. В связи с этим основным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание обучения и соответствующие этому содержанию методы и формы обучения. Таким образом, объектом усвоения должны быть не только сами знания и умения в готовом виде, но и способы, средства их обнаружения.
Усвоение детьми способов действий, направленных на познание предметов окружающей действительности, может проходить по-разному, в зависимости от путей, предлагаемых педагогом. В одних случаях познавательные задачи ставятся перед детьми изолированно от практических, в других — изолированно предлагаются практические задания, возможно и сочетание практических и познавательных задач.
Исследования показывают, что дети дошкольного возраста плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она дается им непосредственно (научиться измерять, считать и т. д.). Для обоснования необходимости усвоения новых способов действий, раскрытия их смысла требуется, чтобы познавательные задачи сочетались с практическими. Познавательные задачи при этом выделяются и осознаются лучше, если они являются условием достижения понятных для детей практических целей. Когда новые способы действий усвоены, можно сблизить эти задачи так, чтобы способ действия выступал в качестве средства достижения заданной практической цели. Именно на этой основе у детей возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к решению задач, не связанных прямо с практическими • целями.
Наиболее эффективным путем усвоения общих способов действий являются проблемно-практические или проблемно-игровые ситуации, в которых практическая (игровая) задача ставится как воображаемая, перспективная. В условиях проблемно-практической ситуации задачи надо предлагать таким образом, чтобы их решение было невозможно без усвоения соответствующих способов действий. После этого путем подробного объяснения и показа детям раскрываются все операции способа, который они должны усвоить и применить впоследствии при решении однотипных задач. Дошкольник не в состоянии сразу обнаружить отношения равенства и неравенства. Для этого ему необходимо овладеть целой системой действий, направленных на выяснение данных отношений.
Например, отношения «равно», «больше», «меньше» раскрываются на основе сравнения, в процессе установления взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств. Если дать подобную задачу в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации, дети примут ее лучше. Для средней группы эта задача может звучать примерно так: матрешки, которые стоят на столе у воспитателя, остались без жилья, надо каждой матрешке подобрать домик; домиков должно быть столько, сколько и матрешек. Таким образом, смысл действий раскрывается для детей по установлении взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств.
В период дошкольного детства скрытые существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отображены в форме представлений. Способ деятельности по их обнаружению часто приобретает символическую и знаковую форму, поэтому наглядные модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используемые в качестве средств обобщенного познания действительности, приобретают особое значение. Именно выполнение детьми особых действий, моделируемых в предметной или знаковой форме, некоторые простые и общие отношения реальных предметов, объектов являются одним из важнейших условий полноценного усвоения детьми знаний обобщенного характера.
Моделирование является всеобщим методом опосредствованного изучения любых объектов и их свойств. В дошкольном возрасте оно имеет важное значение при усвоении элементарных математических представлений. Так, например, деятельность моделирования помогает детям понять и усвоить отношения равенства и неравенства. В практике работы детского сада эти отношения моделируются с помощью различных предметов: кружков, квадратиков, фишек и т. д. Но поскольку модель отношений дается детям обычно без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокупность предметов. Необходимо же подвести ребенка к пониманию того, что именно моделируется и зачем нужна такая деятельность. Важно, чтобы он понимал, что совокупность зеленых и желтых кружков показывает отношение реальных предметов по величине. В детском саду нужно специально учить детей тому, что через кружки и фишки моделируется равенство или неравенство любых объектов. Причем при обучении построению модели общий способ будет восприниматься легче, если задача по его усвоению связывается с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию строится в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации.
Например: четыре куклы собрались в лес за ягодами, а корзинок нет. Как узнать, сколько корзинок надо принести куклам?
Воспитатель предлагает способ решения задачи: корзинку каждой куклы обозначим красным кружком; к каждой кукле нужно положить по одному красному кружку — вот сколько корзинок надо принести куклам.
Кружков столько, сколько корзинок нужно принести всем куклам. Дети выкладывают кружки перед собой, а для проверки правильности результата воспитатель предлагает вместо кукол положить на стол зеленые кружки. Их нужно взять столько же, сколько кукол, и положить под красными кружками.
Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заместители моделируют отношения неравенства и равенства между двумя группами любых реальных предметов. И только после этого можно переходить к установлению самих отношений равенства и неравенства: одной кукле корзинку принесли, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько корзинок осталось принести? Для этого нужно убрать один красный кружок и т. д.
Таким образом, поскольку подготовка к учебной деятельности осуществляется в детском саду прежде всего на занятиях, основным условием ее развития является специально организованное содержание обучения и соответствующие этому содержанию формы и методы.