Методика Пьерона-Рузера
ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ
- Методика "Запомни и расставь точки"
- Методика "Проставь значки"
- Методика Пьерона Рузера
- Методика Когана
- Методика "Найди и вычеркни"
Методика "Запомни и расставь точки"
Цель
Оценивается объем внимания ребенка
Оборудование
Лист с точками (Рис.1), лист с пустыми карточками (Рис.2).
Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек)
Рис.1 Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»
Рис.2 Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»
Инструкция
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Количество баллов | Воспроизведенные точки |
10 баллов | 6 и более |
8-9 баллов | от 4 до 5 точек |
6-7 баллов | от 3 до 4 точек |
4-5 баллов | от 2 до 3 точек |
0-3 балла | не более 1 |
Выводы об уровне развития объема внимания
Количество баллов | Уровень развития объема внимания |
10 баллов | очень высокий |
8-9 баллов | высокий |
6-7 баллов | средний |
4-5 баллов | низкий |
0-3 балл | очень низкий |
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Методика "Проставь значки"
Цель
Оценка переключения и распределения внимания ребенка
Оборудование
Ребенку показывают рисунок
Инструкция
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120 секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120
где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания
Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры
Оценка результатов
Количество баллов | Показатель S |
10 баллов | выше 1,00 |
8-9 баллов | от 0,75 до 1,00 |
6-7 баллов | от 0,50 до 0,75 |
4-5 баллов | от 0,25 до 0,50 |
0-3 балла | от 0,00 до 0,25 |
Выводы об уровне развития
Количество баллов | Уровень развития внимания |
10 баллов | очень высокий |
8-9 баллов | высокий |
6-7 баллов | средний |
4-5 баллов | низкий |
0-3 балл | очень низкий |
Лист к методике «Проставь значки»
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Методика Пьерона-Рузера
Цель
Определение объема кратковременной зрительной памяти
Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность выявления уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, усвоения нового способа действий, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации
Материал
Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10x10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ)
Рис.1. Образец бланка методики Пьерона-Рузера
Возрастной диапазон применения
Методика может быть использована в работе с детьми 5-8 лет
Процедура проведения и регистрации результатов
Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:
Инструкция
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать - устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигуры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых
Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика может быть использована и в ситуации групповой диагностики.
Детям до 5,5-6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6-7 строк (60-70 фигур). Анализ результатов выполнения методики при этом остается прежним
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек прямо на бланке. О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее
Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец
В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка