Дополнительное образование детей: история и современность

1.Понятие дополнительное образование детей.

2. Дополнительное образование как особый вид образования, процесс и результат развития личности ребёнка в образовательных сферах.

3. Дополнительное образование - составная часть образовательной системы.

4. Место ДО в системе непрерывного образовании. Особенности взаимодействия ДО с другими видами образования (дошкольным ,общим, профессиональным).

5. Типы досугового общения детей на разных стадиях социализации.

6. Условия, способствующие оптимальной социализации детей в сфере досуга.

7. Направления образовательных и творческих устремлений детей и подростков, зависимость от пола и возраста, места жительства.

8. Степень удовлетворения образовательных и творческих потребностей дополнительным образованием, причины недостаточного удовлетворения.

9. Понятие «внешкольная работа с детьми».

10 Причины возникновения внешкольной работы и перехода внешкольного

образования в новое качество.

11. Роль П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, А.У.Зеленко,Е.Н. Медынского истории

дополнительного образования.

12. Первые учреждения дополнительного образования в 1918-1920гг.

13. А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А,С.Макаренко о внешкольном дополнительном образовании.

14. Учреждения дополнительного образования в 20-е-30-е годы - создание Дворцов и Домов пионеров.

15. Учреждения дополнительного образования в 30-50-е годы развитие массовых форм работы внешкольных учреждений.

16. Учреждения дополнительного образования в 60-80-е – рост учреждений дополнительного образования, возникновение новых форм работы.

17. Учреждения дополнительного образования в 90-е годы- годы реформ.

18.Учреждения дополнительного образования детей сегодня.

19. Особенности организации дополнительного образования детей за рубежом.

20. Анализ опыта работы по дополнительному образованию детей в странах Европы, США, и др. странах(по выбору ).

21. Международные связи учреждений дополнительного образования.

22. Международные молодежные проекты.

23.Ценности и приоритеты дополнительного образования.

24.Основные цели и задачи учреждений дополнительного образования детей.

25.Принципы системы дополнительного образования: интеграция основного и дополнительного образования, детоцентризм, динамичность, доступность, добровольность, вариативность и дифференциация образования, адекватность, единство традиционного и инновационного.

26. Функции дополнительного образования: ценностно-ориентационная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, профориентационная, рекреационная, культурообразующая.

27.Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.

28.Понятие «тип и вид учреждения дополнительного образования детей». Основные направления деятельности учреждений ДО детей.

29.Уровни учреждений дополнительного образования: ОУ дополнительного высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования, ОУ дополнительного образования детей.

30.Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей, основные функции их деятельности: правовая защита, подготовка к будущей профессии, работа с одарёнными детьми, психологическая коррекция, взаимодействие с семьёй, поддержка детских общественных объединений, приобщение к системе духовных и культурных ценностей.

31.Понятие о педагогическом процессе, его основные характеристики. Особенности педагогического процесса в дополнительном образовании.

32.Функции педпроцесса: воспитательная, развивающая, образовательная. Цели педпроцесса. Конкретизация идеальной и реальной целей в дополнительном образовании.

33.Значение общепедагогических принципов обучения и воспитания для осуществления педпроцесса в дополнительном образовании.

34.Основные условия осуществления педагогического процесса (внешние и внутренние). Эффективность педагогического процесса.

35.Понятие о содержании дополнительного образования. Источники определения содержания дополнительного образования.

36.Основные методы работы учреждений дополнительного образования: теоретические (лекции, беседы, диспут),практические(экспедиция, экскурсия, конференция).

37.Типология основных форм организации педагогического процесса в дополнительном образовании. Методические особенности их проведения; вариация форм.

38.Виды творческих объединений детей по интересам (кружок, секция, студия, клуб и др.)

39.Творческая деятельность как основное средство осуществления педагогического процесса. Понятие, виды в зависимости: от специфики содержания творческих задач; от предметной области; от формы организации коммуникативных отношений.

40.Социально-педагогические условия эффективной организации творческой деятельности детей.

41.Наблюдение занятий в детских объединениях; определение структуры педагогического процесса, его специфики в условиях дополнительного образования.

42.Структура педагогического процесса в системе дополнительного образования и требования к его организации.

43.Отличия педпроцесса в УДО детей от педагогического процесса в других ОУ.

44.Педагогические ситуации по проблемам набора и проведения первых занятий в детских объединениях.

45.Основные понятия: уровень документационного обеспечения, Устав УДО, Должностные инструкции.

46.Нормативно-правовое обеспечение деятельности УДО.

47.Четырехуровневая система документации: общегосударственная, отраслевая, региональная, учрежденческая.

48.Типовое положение об учреждении дополнительного образования. Устав УДО детей и локальные акты к нему.

49.Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков. Условия и пути реализации.

50.Социальное партнёрство в решении проблем детства средствами дополнительного образования.

51.Модели сотрудничества учреждений дополнительного образования с социальными партнерами.

52.Управление образовательными системами. Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей.

ОБРАЗЕЦ

Наши рекомендации