Дополнительное образование детей: история и современность
1.Понятие дополнительное образование детей.
2. Дополнительное образование как особый вид образования, процесс и результат развития личности ребёнка в образовательных сферах.
3. Дополнительное образование - составная часть образовательной системы.
4. Место ДО в системе непрерывного образовании. Особенности взаимодействия ДО с другими видами образования (дошкольным ,общим, профессиональным).
5. Типы досугового общения детей на разных стадиях социализации.
6. Условия, способствующие оптимальной социализации детей в сфере досуга.
7. Направления образовательных и творческих устремлений детей и подростков, зависимость от пола и возраста, места жительства.
8. Степень удовлетворения образовательных и творческих потребностей дополнительным образованием, причины недостаточного удовлетворения.
9. Понятие «внешкольная работа с детьми».
10 Причины возникновения внешкольной работы и перехода внешкольного
образования в новое качество.
11. Роль П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, А.У.Зеленко,Е.Н. Медынского истории
дополнительного образования.
12. Первые учреждения дополнительного образования в 1918-1920гг.
13. А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А,С.Макаренко о внешкольном дополнительном образовании.
14. Учреждения дополнительного образования в 20-е-30-е годы - создание Дворцов и Домов пионеров.
15. Учреждения дополнительного образования в 30-50-е годы развитие массовых форм работы внешкольных учреждений.
16. Учреждения дополнительного образования в 60-80-е – рост учреждений дополнительного образования, возникновение новых форм работы.
17. Учреждения дополнительного образования в 90-е годы- годы реформ.
18.Учреждения дополнительного образования детей сегодня.
19. Особенности организации дополнительного образования детей за рубежом.
20. Анализ опыта работы по дополнительному образованию детей в странах Европы, США, и др. странах(по выбору ).
21. Международные связи учреждений дополнительного образования.
22. Международные молодежные проекты.
23.Ценности и приоритеты дополнительного образования.
24.Основные цели и задачи учреждений дополнительного образования детей.
25.Принципы системы дополнительного образования: интеграция основного и дополнительного образования, детоцентризм, динамичность, доступность, добровольность, вариативность и дифференциация образования, адекватность, единство традиционного и инновационного.
26. Функции дополнительного образования: ценностно-ориентационная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, профориентационная, рекреационная, культурообразующая.
27.Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.
28.Понятие «тип и вид учреждения дополнительного образования детей». Основные направления деятельности учреждений ДО детей.
29.Уровни учреждений дополнительного образования: ОУ дополнительного высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования, ОУ дополнительного образования детей.
30.Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей, основные функции их деятельности: правовая защита, подготовка к будущей профессии, работа с одарёнными детьми, психологическая коррекция, взаимодействие с семьёй, поддержка детских общественных объединений, приобщение к системе духовных и культурных ценностей.
31.Понятие о педагогическом процессе, его основные характеристики. Особенности педагогического процесса в дополнительном образовании.
32.Функции педпроцесса: воспитательная, развивающая, образовательная. Цели педпроцесса. Конкретизация идеальной и реальной целей в дополнительном образовании.
33.Значение общепедагогических принципов обучения и воспитания для осуществления педпроцесса в дополнительном образовании.
34.Основные условия осуществления педагогического процесса (внешние и внутренние). Эффективность педагогического процесса.
35.Понятие о содержании дополнительного образования. Источники определения содержания дополнительного образования.
36.Основные методы работы учреждений дополнительного образования: теоретические (лекции, беседы, диспут),практические(экспедиция, экскурсия, конференция).
37.Типология основных форм организации педагогического процесса в дополнительном образовании. Методические особенности их проведения; вариация форм.
38.Виды творческих объединений детей по интересам (кружок, секция, студия, клуб и др.)
39.Творческая деятельность как основное средство осуществления педагогического процесса. Понятие, виды в зависимости: от специфики содержания творческих задач; от предметной области; от формы организации коммуникативных отношений.
40.Социально-педагогические условия эффективной организации творческой деятельности детей.
41.Наблюдение занятий в детских объединениях; определение структуры педагогического процесса, его специфики в условиях дополнительного образования.
42.Структура педагогического процесса в системе дополнительного образования и требования к его организации.
43.Отличия педпроцесса в УДО детей от педагогического процесса в других ОУ.
44.Педагогические ситуации по проблемам набора и проведения первых занятий в детских объединениях.
45.Основные понятия: уровень документационного обеспечения, Устав УДО, Должностные инструкции.
46.Нормативно-правовое обеспечение деятельности УДО.
47.Четырехуровневая система документации: общегосударственная, отраслевая, региональная, учрежденческая.
48.Типовое положение об учреждении дополнительного образования. Устав УДО детей и локальные акты к нему.
49.Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков. Условия и пути реализации.
50.Социальное партнёрство в решении проблем детства средствами дополнительного образования.
51.Модели сотрудничества учреждений дополнительного образования с социальными партнерами.
52.Управление образовательными системами. Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей.
ОБРАЗЕЦ