Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образо­вание в специальных (коррекционных) школах, преимущественно ин­тернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родите­лей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость сис­темы образования, изоляция от общества, что ограничивает соци­альную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажнокова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).

Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выра­жается в общественно-полезном труде, который в большинстве слу­чаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяй­ственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготов­ленности во многом определяется степенью развития физических ка­честв и координационных способностей, соматического здоровья, зака­ленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне­классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотрен­ные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физи­ческой подготовленности к независимой самостоятельной жизни.

Вместе с тем изучение физического состояния умственно от­сталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный харак­тер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отста­лостью нуждаются в коррекции этих нарушений. Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских про­тивопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повы­шенные режимы физической нагрузки.

Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С. разработана, апробиро­вана и дала положительные результаты «Концепция дополнительно­го физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, вклю­чающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматичес­кого здоровья. По мнению авторов в современных социально-эко­номических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью. Организация дополнительного физкуль-турно-спортивного образования возможна на базе создания специа­лизированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а так­же создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, пре­дусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.

Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школь­ников должен иметь следующие отделения и группы.

1. Отделение общей и профессионально-прикладной фи­зической подготовки,в состав которого входят две группы, реша­ющие разные педагогические задачи:

· группы общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11 —12 лет, в задачи которых входят: развитие произвольной регу­ляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (прак­тического) мышления посредством физкультурных занятий обучаю­щего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атле­тика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в со­держание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная).

· группы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12—13 до 15—16 лет, в задачи которых входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности.

2. Отделение специальной физической (спортивной) под­готовки (СФП):

· группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11 —12 до 15—16 лет — развитие специфических для видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специали­зированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5 классы (11 — 12 лет), СФП-2 — 5 и 6 классы (12—13 лет), СФП-3 — 6 и 7 классы (13—14 лет), СФП-4 — 7 и 8 классы (14—15 лет), СФП-5 — 8 и 9 классы (15—16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении.

· Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC-150 и 170) ум­ственно отсталые школьники были распределены на 5 групп, кото­рым соответственно рекомендованы следующие виды спорта:

· 1-я группа (включающая не более 15 % школьников) — гим­настика, тяжелая атлетика, прыжки в воду;

· 2-я группа (31 % школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей; -ф- 3-я группа (32 % школьников) — плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра);

· 4-я группа (14 % школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание;

· 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобеж­ный спорт.

Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специа­лизации.

3. Отделение коррекционной и реабилитационной фи­зической культуры (КРФК)включает:

· группы детей и подростков от 8 лет и старше, охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся с соматическими заболеваниями. Среди направлений коррекционной физической культуры веду­щее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-дви­гательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения (13% учащихся), реабилитации ЛОР-заболеваний (13% учащихся).

Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая включает обучение технике базовых видов двигательной деятельно­сти, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности и составля­ет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% вре­мени отводится развитию физических качеств.

В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие виды подготовки: общую физическую, специальную физическую и спортивно-техническую, которые на раз­ных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (в %)(Литош Н.Л. с соавт., 1997)

№ п/п Виды подготовки Этапы многолетней подготовки
  Группы СФП
 
1. 2. 3. Общая физическая Специальная физическая Спортивно-техническая

Учитывая особенности протекания психических процессов у детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени на обучение (медленное освоение, многократное повторе­ние) технике двигательных действий.

Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преем­ственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованность школьников.

Наполняемость групп не превышает 8—10 человек. Недельная нагрузка варьирует от 4 часов в группах общей физической под­готовки до 9 часов в спортивных группах и группах профессионально-прикладной физической подготовки.

Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и под­ростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и А.С. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной при­оритетности в развитии двигательных способностей:

• у мальчиков 8—11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечно-суставная память;

• у мальчиков 12—15 лет: скоростно-силовые качества, сила, быстрота движений, динамические координационные способности, си­ловая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память;

• у юношей 16—17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, стати­ческая координация, быстрота реакции на движущийся объект, сило­вая выносливость мышц брюшного пресса;

• у девочек 8—11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;

• у девочек 12—15 лет: абсолютная сила кисти, силовая вынос­ливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движу­щийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная ре­акция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;

• у девушек 16—17 лет: абсолютная сила кисти, силовая вынос­ливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мел­кая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.

Концепция дополнительного физкультурного образования умствен­но отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тре­нировочных программ для детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подго­товки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош Н.Л., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференцированная систе­ма дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международ­ной организации Special Olympics и принципам проведения соревно­ваний, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое умственная отсталость?

2. Раскройте причины и формы умственной отсталости.

3. Каковы особенности психического развития детей с умственной отсталостью?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с ум­ственной отсталостью.

5. В чем состоят двигательные нарушения?

6. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адап­тивного физического воспитания?

7. Дайте характеристику средств физической культуры для детей с умственной отсталостью.

8. В чем состоят особенности обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью?

9. Раскройте специфические особенности методики развития коор­динационных способностей детей с умственной отсталостью.

10. В чем состоят особенности воспитания умственно отсталого ребенка?

11. Каким образом через движение осуществляется коррекция пси­хических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)?

12. Охарактеризуйте основные нарушения в технике ходьбы и бега умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы их коррекции.

13. Охарактеризуйте основные нарушения в технике прыжков и раскройте методические приемы их коррекции.

14. Охарактеризуйте основные нарушения в технике метания и рас­кройте методические приемы их коррекции.

15. В чем состоит необходимость развития мелкой моторики рук для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригиру­ются эти нарушения?

16. Основные направления коррекции вторичных нарушений. Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения?

17. Какие методические приемы используются для коррекции рас­слабления?

18. Раскройте роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью.

19. Как с помощью подвижной игры можно регулировать эмоциональ­ное состояние детей?

20. Раскройте пути активизации познавательной деятельности с по­мощью подвижных игр.

21. Какие методические требования необходимо соблюдать при орга­низации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми детьми?

22. В чем заключается дополнительное физкультурно-спортивное образование для учащихся с легкой умственной отсталостью?

Литература

1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) шко­лы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1—4 классов / Сост. Г. И. Гербова. — СПб.: Об­разование, 1994.

2. Бабенкова Р. Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 клас­са вспомогательной школы // Дефектология, 1989, № 2.

3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Посо­бие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способ­ности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, 1999.

7. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умствен-

но отсталых детей // Пособие. — М.: Советский спорт, 1991.

8. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образова-

нии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2002.

9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-

ного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.

10. Козленка Н. А. Физическое воспитание в системе коррекцион-но-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефек­тология, 1991, № 2.

11. Литом Н.Л., Астафьев Н.В. Легкоатлетическое многоборье. Про­грамма для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умствен­ной отсталости). — Омск: СибГАФК, 1997.

12. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. — М., 1997.

13. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагности­ки умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.

14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про­граммы, методические рекомендации / Под ред. Л. Б. Бариевой, И. М. Бгажонковой и др. — Псков, 1999.

15. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

16. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел «Физическая культура (1—9 классы) — М.: Просвещение, 1990.

17. Рубцова Н, О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — М.: РГАФК, 1995.

18. Самыличев А. С., Гуро-Фролов Р. И. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. — Красноярск, 1991.

19. Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых школьников // Дефектология, 1991, № 3.

20. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997.

21. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Ме­тодические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и раз­вивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.

22. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьни­ков с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.

23. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Ди­дактика Плюс, 2002.

Глава 5

Наши рекомендации