ВВЕДЕНИЕ. П 18 Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю.

П 18 Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0742-Х

В учебном пособии представлены современные системы общественно­го воспитания детей за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризовано дошкольное образо­вание в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Китае, Японии и других. Материал дан в проблемном изложе­нии в плане возможного использования зарубежного опыта в отечествен­ной педагогике.

Книга может быть полезна студентам и преподавателям средних педа­гогических учебных заведений, а также родителям.

УДК 371(075.8) ББК 74.04(3)я73

Учебное издание Парамонова Лариса Алексеевна, Протасова Екатерина Юрьевна

Дошкольное и начальное образование за рубежом История и современность

Учебное пособие

. Тййничес
гос-удоо' )п/;чесг.и Б И Б Л И

(дактор Е. Ю. Агарева кий редактор Е. Ф. Коржуева ;рная верстка: Р.Ю.Волкова Г. В. Абатурова, О. Н. Тетерина

Подписано в печать 19.04.2001. Формат 60x90/16. Бумага тип. № 2. Помни, офссшая. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 15,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 -7000 -ж).). Иакач № 400.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».

\, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 305-2387, 330-1092.

Опк'чл гапо на Саратовском полиграфическом комбинате. Гаратои. ул. Чернышевского, 59.

ISItNS-7645-0742-X

© Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю., 2001 © Издательский центр «Академия», 2001

ВВЕДЕНИЕ

Долгие годы наше образование, как и вся страна в целом, было закрытой, достаточно консервативной системой: о нас знали мало, и мы практически ничего не знали о состоянии других (зарубеж­ных) систем образования.

За последние десять лет ситуация кардинально изменилась: по­явилась возможность выезда практически в любую страну и озна­комления с разными подходами к образованию детей дошкольно­го возраста; стала доступной для изучения зарубежная литература, изданная на разных языках; появились совместные проекты. Па­раллельно с этим современная педагогика стала заниматься ин­тенсивным поиском путей обновления содержания и методов об­разования. Особый интерес в связи с этим проявляется у педагогов к опыту зарубежных коллег.

Несомненно, реализация этого интереса определенным обра­зом повлияла на изменения, произошедшие в нашей системе до­школьного воспитания: в частности, появились центры активно­сти, вальдорфские детские сады, учреждения, работающие по си­стеме Монтессори; отмечаются попытки подчинить игру решению дидактических задач, использовать проектный метод обучения и т. д. При этом организаторы внедрения зарубежных педагогических систем, на наш взгляд, не всегда учитывают главное обстоятель­ство: то, что «выросло» в одной культурной среде, на основе оп­ределенных национальных традиций, не может быть перенесено один к одному в другую социокультурную среду, имеющую свои традиции. Сами же заимствованные педагогические системы могут оказаться искаженными до неузнаваемости и вряд ли в таком виде принесут пользу. К счастью, такой механический подход, как пра­вило, не приживается.

Вместе с тем целый ряд идей, педагогических принципов, при­емов, форм организации жизни детей в детском саду, безуслов­но, может значительно обогатить отечественную систему до­школьного воспитания. Например, создание продленного дня для школьников на базе детских садов, как в Германии, когда учени­ки младших классов вместе с педагогом и самостоятельно зани­маются интересными делами (спортивные игры, выпечка кули­нарных изделий, катание на велосипедах и т.п.), а не только подготовкой домашних заданий. Или осуществление эффектив­ного совместного пребывания в детском саду будущих воспитан­ников и их родителей, как в Великобритании, с целью адапта-

пии детей к новым условиям и налаживания контактов с воспи­тателями и другими детьми. Или идеи С. Френе о журналистике на уровне детского сада: «прессы», создаваемой дошкольниками и родителями для самих себя. Или обустройство художественно содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия (Италия). Или воспитание личной ответственности за свою дея­тельность, как в США...

Однако чтобы отдельные черты зарубежного опыта грамотно вписались в нашу систему и обогащали ее, очень важно знать и понимать представленность этого опыта в контексте целостной системы образования того или другого автора, а также его страны, ее истории, культуры и традиций. И хотя ныне есть литература на русском языке, освещающая отдельные проблемы дошкольного воспитания и начального школьного образования за рубежом (что само по себе очень значимо), все же ее обрывочность, разнопла­новость и разрозненность не способствуют более глубокому про­никновению в сущность зарубежных педагогических систем и тех­нологий.

Именно поэтому предлагаемая вниманию читателей книга со­держит следующие основные разделы:

• Становление взглядов на общественное дошкольное воспита­
ние и начальную школу.

• Наиболее распространенные педагогические системы обще­
ственного воспитания детей (педагогические системы Ф. Фребе-
ля, М. Монтессори, С. Френе, Л. Малагуцци, Р. Штейнера) с точ­
ки зрения истории и современности.

• Общественное дошкольное воспитание и начальное школьное
образование в разных странах (США, Великобритания, Ирлан­
дия, Франция, Германия, Китай, Япония и др.) в историческом
и современном аспектах.

• Актуальные проблемы современной зарубежной педагогики
детства (экологическое воспитание, свобода и самостоятельность
в образовании, безопасность и насилие, воспитание в духе мира,
грамота и грамотность, разновозрастные группы и др.).

В последних двух разделах книги разные системы и актуальные проблемы дошкольного воспитания и начального образования пред­ставлены в контексте социокультурных и национальных традиций каждой страны. С точки зрения ребенка и его родителей, быть в детском саду и поступить в школу — совершенно разные вещи. Но в силу исторически сложившихся обстоятельств переход к началь­ному образованию в разных странах происходит в разном возрасте. Кроме того, формы этого перехода разнообразны, ответственность за решение определенных педагогических задач, характерных для развития ребенка, в одних странах возлагается на детский сад, а в других — на школу. Именно поэтому авторы не ограничиваются лишь дошкольным возрастом, а рассматривают детство как пери-

од, охватывающий не только 4 — 7 лет перед школой, но и первые годы в школе.

В книге использованы данные международных конференций и семинаров ОМЕР (Международная организация по дошкольному воспитанию), ICCP (Международный совет по игре ребенка), IPA (Международная ассоциация в защиту права ребенка на игру), INSEA (Международное общество по воспитанию через искусст­во), ACEI (Международная ассоциация раннего образования), IASCL (Международная ассоциация по изучению языка ребенка), зарубежных журналов и документов по дошкольному воспитанию, данных научной литературы (см. библиографию), а также собствен­ный опыт ознакомления с детскими дошкольными учреждениями и начальными школами ряда стран (Болгария, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Норвегия, Пор­тугалия, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Шве­ция, Япония и др.).

Мы бесконечно благодарны зарубежным коллегам за внимание к нашим вопросам и нуждам, за помощь в подготовке этой книги и за любовь к России, которую они всегда бескорыстно демонст­рировали, а также за признание наших успехов в образовании и науке о детстве.

Авторы стремились обобщить то, что они узнали о зарубеж­ной педагогике дошкольного и начального школьного возраста из специальных литературных источников на иностранных язы­ках, из дискуссий с коллегами, представляющими разные госу­дарства, и собственных наблюдений, которые стали возможны­ми благодаря прежде всего полноправному членству России в ОМЕР и систематической работе в этой международной органи­зации с 1988 г.

Мы благодарны отечественным коллегам, которые пытались понять, как устроена жизнь ребенка в других странах и культурах. Их интерес заставлял нас искать объяснения тому, что не было очевидно, добывать важную информацию там, где она не казалась лежащей на поверхности. Мы благодарны слушателям семинаров и студентам педуниверситетов за участие в прочитанных по этой те­матике курсах. Смеем уверить, что нерассказанным осталось боль­ше, чем вошло в книгу.

Книга может быть интересна и полезна достаточно широкому кругу читателей: преподавателям и студентам педагогических уни­верситетов и колледжей, преподавателям и слушателям системы повышения квалификации работников образования, воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, учите­лям начальной школы, а также родителям.

Наши рекомендации