Общее представление о мотивации. Детерминация и самодетерминация
Понятие мотива и мотивации
(от латинского movere – двигать) - весь спектр явлений, механизмов, связанных с движущими силами; то, что движет человеком.
Мотивация в структуре психики
познавательные процессы (универсальные: память, внимание, воображение, собственно познавательные: ощущение, восприятие, мышление) и регуляторные процессы (мотивация, эмоции, воля).
Центральные идеи:
А. Переход от причинного объяснения (З. Фрейд) к целевому (К.Г. Юнг, А.Адлер);
Б. Введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии (К.Г.Юнг);
В. взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид—мир» (Г.Мюррей); Г. идея контроля над мотивационными процессами через их опосредствование (Л.С.Выготский).
Требования к адекватной теории мотивации
- Обращенность на настоящее и будущее: то, что нами движет, должно двигать сейчас, прошлое должно быть динамически активно в настоящем (Левин, Нюттен, деятельностный подход).
- Многообразие мотивов. Нельзя все мотивы свести к одному типу (Г. Олпорт).
- Учет динамической силы когнитивных процессов (планирование и намерение) – поддержание напряжения (Нюттен).
- Конфликт – базовая характеристика, проявление дисгармонии, а также характеристика разнообразия и богатства человеческой мотивации, движущая сила развития.
- Персонализация: представление о себе и о мире, цели и проекты.
- Противоположность.
- Изучение связей между элементами (Д. Леонтьев)
- Механизмы изменения мотивов и потребностей в конкретной деятельности (Д. Леонтьев)
- Связь Индивид-Среда — истоки человеческой мотивации находятся не во врожденных диспозициях или средовых факторах самих по себе, а в уникальных, гибких и в то же время императивных отношениях, связывающих индивида с миром (Нюттен).
- Социокультурная обусловленность — очень большая часть содержания и структура мотивации человека усваивается им из коллективной ментальности социальной общности, к которой он принадлежит.
Общее представление о мотивации. Детерминация и самодетерминация.
(от латинского movere - двигатель) – весь спектр явлений, механизмов, связанных с движущими силами; то, что движет человеком.
Мотивация в структуре психики
· Познавательные процессы
o универсальные, (всегда есть); внимание, воображение
o собственно познавательные (ощущение, восприятие, мышление)
· Регуляторные процессы (эмоции, воля)
История развития психологии мотивации
1 этап (1930-50)
Сближение с психологией личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре, и наоборот; психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы.
o Маслоу (ранний Маслоу - пирамида)
o Фрейд (стремление к жизни, стремление к смерти)
o Франкл (человек стремиться к поиску смысла)
Центральные идеи
ü Переход от причинного (З. Фрейд) объяснения к целевому (Юнг, Адлер)
ü (Юнг) Введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психики. (Коллективное бессознательное влияет на каждого; результат человеческого опята – коллективное бессознательное).
ü (Мюррей) Взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид-мир»; Взаимодействие, мотивация рождается из взаимодействия. Мотивация не в нас, а результат взаимодействия с миром.
ü (Выготский). Идея контроля над мотивационными процессами, Мотивационными процессами можно управлять.
2 этап (1960 -1970)
Сближение с психологией познавательных процессов. Гордон Олпорт: принцип функциональной автономии мотивов (они трансформируются; все мотивы изменчивая форма 2 мотивов; стремление к жизни, стремление к смерти), смещение фокуса внимания с генетического аспекта рассмотрения на то, каким образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивационное действие.
Нюттен, Леонтьев – «Важны главным образом не столько элементы, сколько связи»
Когнитивные теории мотивации (Келли, Фестингер, Аткинсон, Хекхаузен) Поведение формируется в результате активной переработке и интерпретации информации.
3 этап 1980
Разделение между психологией личности, психологией регуляции деятельности и саморегуляции и психологией познавательных процессов.
4 этап 1990 - наше время
Новое сближение с психологией личности; проблемы выбора, воли, перспективы будущего, саморегуляции, автономии, самодетерминации. (позд. Нюттен, позд. Хекхаузен, Деси и Райн, Васильев, Леонтьев, Братусь).
Общее представление о мотивации:
Мотивация человеческого поведения – это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром.(Рубинштейн)
Мотивация - задает направление
Мотивация- гипотетический конструкт(существует как гипотеза)
Мотивация: Интересует не само поведение, а причины и результаты этого поведения.
Детерминация- то что определяет наше поведение.(причинная и целевая).
Причина-то, что толкает, цель-то, что каким-то образом отражается в сознании, в психике, направляет нас к себе. (Юнг, Адлер, Франкл)
Разрыв детерминации – образуется разветвление, когда возможны 2 варианта течения процессов, определяет случайность.
Самодерминация- рефлексивное сознание изменяет систему сил, воздействующих на ситуацию. Осознавая эти силы, мы лишаем их власти, становимся открытыми собственным решениям.
Структура мотивации человека (три уровня мотивации):
Первая группа – это источники деятельности (обобщенные, устойчивые факторы)
Вторая группа – это факторы, объясняющие поведение человека в этой конкретной ситуации. (Конкретная ситуация всегда характеризуется уникальностью динамических причин и детерминацией поведения)
Третья группа – регулирует направление, то, с помощью чего мы осознаем нашу деятельность. (То, что сопровождает течение деятельности (цели, установки, эмоциональные процессы))