В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод ориентированный на совместное решение существующих проблем
Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, от отношения с союзниками, а также от других внеконфликтных факторов.
Послеконфликтная стадия.
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
- насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
- какими методами и способами велась борьба;
- насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
- насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
- удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
- какие методы были положены в основу переговорного процесса;
- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
- был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска разрешения конфликта;
- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение сушествующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.
Стратегии разрешения конфликтов
Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения:
Избегание или уход.
Приспособления.
Соперничество или конкуренция.
Компромисс.
Сотрудничество.
Выбор происходит на основе прошлого опыта. Но опыт решения конфликтов в детстве не всегда подходит к новым ситуациям.
Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо сознательно выбирать стратегию поведения. При этом следует учесть свой собственный стиль, стратегии других, вовлечённых в конфликт людей, а так же природу самого конфликта.
Избегание– это поведение в конфликтной ситуации, которая выражается самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием конфликта. Формы ухода от решения проблемы могут быть разными: Вы молчите, «выключаясь» из обсуждения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно уходите с полным отказом от дальнейших дружеских деловых отношений с «провинившейся» стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппонентов за «их спиной» и т.д.
Причиной выбора этой стратегии может являться:
– неуверенность в себе и в своих сила, боязнь проиграть;
– неопределённость собственной позиции по данному конфликтному вопросу;
– стремление выиграть дополнительное время для серьёзной подготовки к участию в конфликте;
– отсутствие полномочий, финансов, времени.
Если Вы выбрали избегание в качестве своей стратегии поведения, то Вы сэкономите время и «нервные клетки», но можете лишиться в дальнейшем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учёта Ваших интересов, либо не решится, и будет разрастаться и углубляться.
Уход может быть полезен в ситуации, не затрагивающей впрямую Ваших интересов, или, когда Ваша вовлеченность в разрешение конфликтной ситуации не отражается на её развитие.
Приспособление – это поведение, проявляющееся в изменении действий и установок под реальным или воображаемым давлением противоположной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интересам.
К стратегии приспособления прибегают, если:
– конфликтная ситуация не затрагивает жизненно важных ценностей;
– сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов;
– итог намного важнее для другого человека;
– осознают, что правота на стороне оппонента;
– имеются более важные в данный момент интересы;
– у другого больше власти;
– полагают, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок;
– могут добиться цели обходным путём.
Приспособление, сглаживание конфликта может быть разумной тактикой, если спор по поводу незначительных разногласий может испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты сами разрешаются за счёт того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Однако, в ситуации серьёзного конфликта, стратегия приспособления мешает разрешению спорного вопроса, так как не разрешает ситуацию и не даёт партнёру возможности узнать подлинную причину Вашего недовольства.
Этот стиль лучше использовать тогда, когда Вы чувствуете, что, немного уступая, Вы теряете мало. Если Вы считаете, что уступаете в чем-то важном для себя и чувствуете в связи с этим неудовлетворённость, то в этом случае стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если Вы видите, что другой человек не оценит сделанного Вами и не собирается в свою очередь поступиться чем-то. Стратегия приспособления немного напоминает уход, поскольку может быть использована для отсрочки и разрешения проблемы. Основное отличие состоит в том, что Вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой. Когда же Вы выбираете стратегию избегания, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему, уходите от неё.
Соперничество – одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства с партнёрами, стремящимися к таким же целям. Соперничество или конкуренции, как правило, отличается Вашей сильной вовлечённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента. Основной принцип этой стратегии «Чтобы я выиграл, ты должен проиграть!».
В поведении соперничество проявляется тем, что Вы стремитесь во чтобы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на соперника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.
Причины выбора человеком этой стратегии могут быть самыми разнообразными:
– потребность защитить свои интересы: жизнь, семью, благополучие, имидж;
– желание установить приоритет в семье или коллективе;
– стремление к лидерству;
– недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам, приписывание поступкам партнёра негативной мотивации;
– эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с другой точки зрения;
– фамильная вражда, традиция, месть;
– критическая ситуация, которая требует немедленного решения.
Стратегия соперничества оправдана, если Вы берёте контроль в сои руки для того, чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Это может быть эффективным, когда Вы обладаете определённой власть, Вы знаете, что Ваше решение в данной ситуации наиболее правильно, и Вы имеете возможность настаивать на нём, когда Вы используете такой подход, Ваша популярность может упасть, но Вы завоюете сторонников, если быстро получите положительный результат. Однако эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки её воле, саботировать его выполнение, тайно или явно «ставить палки в колёса».
Компромисс – это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Форма проявления компромисса может быть разной: Вы с партнером уступаете понемногу ради поддержания дружеских отношений или силы оказались равными и ничего не остаётся. Кроме решения разделить желаемый предмет (или обязанности) поровну, вы оба с самого начала искали справедливого исхода конфликтной ситуации.
Причинами выбора компромиссного решения являются обычно:
– стремление хотя бы частичному выигрышу;
– признание ценностей и интересов других людей, как и своих собственных;
– желание быть объективным;
– когда переговоры зашли в тупик и компромисс – единственный выход.
Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуациях, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому – то решению, которое позволит Вам сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то. Вы можете выбрать эту стратегию и с самого начала, особенно, если хотите получить решение быстро.
Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, то он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет придерживаться решения, которая не удовлетворяет её нужд.
Сотрудничество – эта стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение какой-то конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворение интересов всех её участников. Сотрудничество под девизом: «Я хочу, чтобы выиграли все!» – это обозначает поиск путей для вовлечения всех заинтересованных лиц в процесс разрешения конфликта и стремление к выгоде для каждого.
Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной если:
– решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него отстраниться;
– конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозависящие отношения;
– есть время поработать над возникшей проблемой;
– стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
– участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решения проблемы.
Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Стратегия разрешения конфликта путём сотрудничества требует от Вас четырёх шагов:
1. Установить, какая потребность стоит за желаниями обеих сторон.
2. Узнать, в чём разногласия компенсируют друг друга (иногда проблема сама разрешается на этом этапе).
3. Способствовать совместному решению проблемы (не противники, а партнёры).
4. Разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого.
Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но, если Вы начнёте решение конфликтной ситуации таким способом, то, скорее всего, достигните большего.