Причины конфликтов определяются обстоятельствами социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п.
Причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного – субъективные.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Психолог М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником:
· конфликты деятельности,
· конфликты поступков,
· конфликты отношений.
Психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направленна на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе называется -психологическим посредничеством.
Р
Результаты системно-структурного анализа позволяют выявить всю совокупность элементов, из которых состоит конфликт. Он характеризует статическую составляющую конфликта.
С
Собственно конфликт (открытый период) включает в себя этапы:
· Инцидент,
· Эскалация,
· сбалансированное противодействие,
· завершение конфликта.
Совместная деятельность участников конфликтного взаимодействия, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению характеризуется понятием — Разрешение конфликта.
Согласно реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбелла, объективный конфликт интересов сводится с следующим позициям:
· угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности и непроницаемость групповых границ,
· угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и внутригрупповую солидарность,
· угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм, приводит к необходимости наказания членов группы и увеличивает меру наказания.
Сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной – управление конфликтом.
Соответственно целям, которые преследуют участники переговоров, выделяются их различные функции:
· регуляция и координация действий,
· информационная,
· отвлечение внимания.
Соответственно целям, которые преследуют участники переговоров, выделяются их различные функции:
· коммуникация,
· пропаганда.
Социально-психологические причины конфликтов:
· конкурентный характер взаимодействия,
· ограниченные способности человека к децентрации,
· стремление к власти.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:
· Психоаналитическое,
· социотропное,
· теория групповой динамики.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта, относящихся к современному этану, выделяют:
· теоретико-игровой,
· теория и практика переговорного процесса.
Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют:
· межгрупповую враждебность,
· объективный конфликт интересов,
· внутригрупповой фаворитизм.
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного в качестве базовых выделяют:
· Объективные,
· Субъективные.
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного в качестве базовых выделяютобъективные и субъективные. К объективным причинам таких конфликтов относят следующие:
· Субординационный характер отношений.
· Предметно-деятельностное содержание межличностных отношений,
· Интенсивность совместной деятельности оппонентов.
· рассогласованность связей между рабочими местами в организации,
· разбалансированность рабочего места.
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного в качестве базовых выделяют субъективные причины, которые подразделяются на управленческие и личностные. Среди личностных таких причин конфликтов обычно выделяют:
· отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот,
· напряженные отношения между руководителями и подчиненными,
· психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. д.).
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного в качестве базовых выделяют субъективные причины, которые подразделяются на управленческие и личностные. Средиуправленческих таких причин конфликтов обычно выделяют:
· неоптимальные и ошибочные решения;
· излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства;
· недостаточная профессиональная подготовка руководителей;
· низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев;
· неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных;
· нарушения в системе стимулирования труда.
Среди решений урегулирования межнациональных конфликтов выделяют:
· тактические,
· Оперативные,
· Стратегические.
Среди целей информационно-психологической войны выделяют следующие классы объектов:
· компьютерные сети,
· информационные системы,
· индивидуальное и массовое сознание.
Структуру конфликтной ситуации образуют следующие основные элементы:
· Участники конфликта
· ,Информационные модели,
· Предмет конфликта,
· Объект конфликта,
· Микро- и макросреда.
Т
Техники независимого вмешательства третьей стороны в конфликтном взаимодействии:
· челночная дипломатия,
· давление на одного из оппонентов.
· Давление на одного из оппонентов,
· Директивное воздействие.
· техника поочередного выслушивания,
· сделка.
У
Устранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны характеризуется понятием:
· Урегулирование конфликта.
Конец формы