Сопровождения развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКОСОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА………… 7
Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9
Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19
Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21
Основные этапы системного сопровождения.......................... 22
Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23
Глава 2
ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКОСОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................................. 27
Концепция сопровождения в ДОУ...................................................... 29
Организация деятельности службы сопровождения.......... 31
Организация диагностики в системе сопровождения ...... 36
Организация психолого-медико-педагогических
консилиумов........................................................................................................ 39
Организация учета катамнеза.............................................................. 43
Глава 3
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» ................... 45
Общие сведения.............................................................................................. 47
СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52
Сопровождение агрессивного ребенка......................................... 60
Диагностика агрессивного ребенка............................................ 65
Направления сопровождения агрессивного ребенка... 68
Методы сопровождения агрессивного ребенка................ 74
Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78
Сопровождение гиперактивного ребенка.................................... 80
Характеристика гиперактивности.................................................. 80
Диагностика гиперактивного ребенка....................................... 84
Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87
Сопровождение замкнутого ребенка.............................................. 95
Коррекционная работ 99
Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102
Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102
Комплексное обследование детей с ОНР 106
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике
сопровождения .............................................................................. 109
Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111
Формирование фонематического восприятия.... 112
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113
Формирование лексико-грамматического строя речи 116
Развитие связной речи ................................................................ 118
Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119
Работа с родителями .................................................................... 120
Глава 4
СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ……………….. 121
Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ. 123
Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128
Работа с родителями в логике сопровождения................ 135
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи ................................................ 143
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151
3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению
ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159
4. Основные характеристики развития детей ......... 161
5. Протокол наблюдений.................................................................. 164
6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165
7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168
8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность
к присутствию других....................................................................... 171
9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172
10. Гиперактивность. Анкета для родителей
11. Гиперактивность. Анкета для педагога...................... 177
12. Симптоматика ....................................................................................... 178
13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................ 179
14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181
15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184
16. Логопедическое обследование детей ....................... 188
17. Планирование фронтальных занятий логопеда
18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.............................................. 210
19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221
20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР
ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 227
21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227
ВВЕДЕНИЕ
Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практическое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года.!
Технология «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье.
В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в идеологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагировать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в системе «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не включают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.
Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения:
I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном учреждении.
ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.
III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.
Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка.
Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.
При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопровождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.
Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы
Теоретические основы
психолого‑
педагогического медико‑
Социального
сопровождения развития
Ребенка
· Основные понятия И принципы сопровождения
· Сопровождение ребенка в обще -
образовательных учреждениях
· Основные этапы индивидуального сопровождения
· Основные этапы системного сопровождения
· Качественная диагностика как фундамент сопровождения
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениями связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).
Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения:
· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;
· опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медикосоциальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);
· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑
сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
· разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑
реждений;
· исследования различных крупных вузовских научных центров;
· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);
· опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.
Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного
выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)
Следует различать понятия:
· процесс сопровождения;
· метод сопровождения;
· служба сопровождения.
Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».
Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех
функций:
О диагностика существа возникшей проблемы;
О информация о существе проблемы и путях ее решения;
О консультация на этапе принятия решения и выработка плана
решения проблемы;
первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑
ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов
разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:
· рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровождения;
· стремление к автономизации.,
Рассмотрим эти принципы подробнее.