Сопровождения развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА………… 7

Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9

Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19

Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21

Основные этапы системного сопровождения.......................... 22

Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23

Глава 2

ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................................. 27

Концепция сопровождения в ДОУ...................................................... 29

Организация деятельности службы сопровождения.......... 31

Организация диагностики в системе сопровождения ...... 36

Организация психолого-медико-педагогических

консилиумов........................................................................................................ 39

Организация учета катамнеза.............................................................. 43

Глава 3

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» ................... 45

Общие сведения.............................................................................................. 47

СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52

Сопровождение агрессивного ребенка......................................... 60

Диагностика агрессивного ребенка............................................ 65

Направления сопровождения агрессивного ребенка... 68

Методы сопровождения агрессивного ребенка................ 74

Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78

Сопровождение гиперактивного ребенка.................................... 80

Характеристика гиперактивности.................................................. 80

Диагностика гиперактивного ребенка....................................... 84

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87

Сопровождение замкнутого ребенка.............................................. 95

Коррекционная работ 99

Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102

Комплексное обследование детей с ОНР 106

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике

сопровождения .............................................................................. 109

Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111

Формирование фонематического восприятия.... 112

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113

Формирование лексико-грамматического строя речи 116

Развитие связной речи ................................................................ 118

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119

Работа с родителями .................................................................... 120

Глава 4

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ……………….. 121

Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ. 123

Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128

Работа с родителями в логике сопровождения................ 135

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи ................................................ 143

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151

3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению

ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159

4. Основные характеристики развития детей ......... 161

5. Протокол наблюдений.................................................................. 164

6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165

7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168

8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность

к присутствию других....................................................................... 171

9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172

10. Гиперактивность. Анкета для родителей

11. Гиперактивность. Анкета для педагога...................... 177

12. Симптоматика ....................................................................................... 178

13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................ 179

14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181

15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184

16. Логопедическое обследование детей ....................... 188

17. Планирование фронтальных занятий логопеда

18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.............................................. 210

19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221

20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР

ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 227

21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227

ВВЕДЕНИЕ

Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практичес­кое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в систе­ме образования с 1994 года.!

Технология «Сопровождение в образовании» развивается в Рос­сии как особая научно-практическая область на основе мультидис­циплинарного подхода, обретает свою методологию и организаци­онную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, со­здать условия для полноценного развития детей, обеспечить их пси­хическое и соматическое здоровье.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровож­дения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефекто­логов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в иде­ологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагиро­вать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в сис­теме «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не вклю­чают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание пси­холого-педагогических условий для полноценного развития и станов­ления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педа­гогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения разви­тия детей. В существующей практике выделяются разные организа­ционные службы сопровождения:

I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном уч­реждении.

ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.

III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.

Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, ви­доизменяются в решении проблем ребенка.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в до­школьных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «про­блем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.

При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопро­вождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.

Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы

Теоретические основы

психолого‑

педагогического медико‑

Социального

сопровождения развития

Ребенка

· Основные понятия И принципы сопровождения

· Сопровождение ребенка в обще -
образовательных учреждениях

· Основные этапы индивидуально­го сопровождения

· Основные этапы системного сопровождения

· Качественная диагностика как фундамент сопровождения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризо­ваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов раз­ного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развиваю­щих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала разви­ваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопро­вождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребен­ка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях разви­тия нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в сис­теме образования, которые автономны по отношению к другим об­разовательным учреждениями связаны с последними только дого­ворами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная техноло­гия в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной сис­темы сопровождения:

· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе спе­циального образования;

· опыт функционирования специализированных служб, обеспе­чивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дикосоциальную поддержку детей и их родителей (консульта­тивные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);

· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑

сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

· разработки координационных, научно-методических и экспер­тных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑

реждений;

· исследования различных крупных вузовских научных центров;

· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

· опытно-экспериментальная и инновационная работа различ­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный под­ход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация вы­бора порождает множественность вариантов решения, опосредован­ных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следователь­но, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного

выбора различных альтернатив развития необходимо научить чело­века выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множе­ственные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина «сопровождение» не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта ре­шения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимо­действия сопровождающего и сопровождаемого, результатом кото­рого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Сопровождения развития - student2.ru

Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)

Следует различать понятия:

· процесс сопровождения;

· метод сопровождения;

· служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».

Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий со­здание условий для принятия субъектом развития оптимальных ре­шений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приняти­ем решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом со­провождения понимается способ практического осуществления про­цесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех

функций:

О диагностика существа возникшей проблемы;

О информация о существе проблемы и путях ее решения;

О консультация на этапе принятия решения и выработка плана

решения проблемы;

первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑

ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов

разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:

· рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровожде­ния;

· стремление к автономизации.,

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Наши рекомендации