Тема 11. Проектировочные умения педагога
Вопросы для обсуждения
1. Анализ состояния объекта – основа квалифицированного проектирования его преобразования.
2. постановка и выбор путей решения образовательных задач, определяемых программными документами.
3. проектирование развития личности, повышения уровня воспитанности и обученности отдельного ребенка и коллектива детей.
4. проектирование педагогического разрешения негативных социально-педагогических явлений.
5. проектирование совершенствования педагогической деятельности.
Тема 12. Конструктивные умения педагога
Вопросы для обсуждения
1. Разработка и планирование урока.
2. планирование внеклассной воспитательной работы;
3. планирование индивидуальной работы со школьниками.
4. планирование работы с родителями в школе.
5. Планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях: режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, рабочего дня, работы с родителями.
6. Перспективный и календарный планы воспитательной работы.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов регламентируется Положением об организации самостоятельной работы студентов.
Основными видами учебных занятий для студентов по данному курсу учебной дисциплины являются: лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов является составной частью их учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний.
Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время семинарских занятий.
Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов.
При подготовке к семинарским занятиям и выполнении контрольных заданий студентам следует использовать литературу из приведенного в данной программе списка, а также руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя.
Перед каждым семинарским занятием студент изучает план семинарского занятия с перечнем тем и вопросов, списком литературы.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию и выполнению домашних заданий:
- проработать конспект лекций;
- проанализировать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу (модулю);
- при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Сложные вопросы можно вынести на обсуждение на семинар или на индивидуальные консультации. Контрольные работы состоят из вопросов и задач, аналогичным задачам домашних заданий. Они оцениваются по 50 балльной системе в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации учебного процесса и оценки успеваемости студентов, и выполняются в учебные часы по расписанию в виде письменного решения индивидуальных контрольных заданий.
Для более глубокого освоения дисциплины студентам рекомендуется учебные пособия из списка основной литературы. На семинарских занятиях приветствуется способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективное решение поставленных проблем.
Контроль над ходом и результатами самостоятельной работы студентов может осуществляться в сплошной, индивидуальной, выборочной формах.
В процессе самостоятельного изучения студент обязан проработать перечисленные ниже темы, для углубления теоретических знаний и практических навыков, на основании методических рекомендаций по самостоятельной работе
Темы для самостоятельного изучения
1. Анализ педагогических ситуаций (случаев). Выявление психолого-педагогической проблемы в представленной ситуации. Определение позиций участников ситуации, сопоставление их с нормативными требованиями. Выявление причин возникновения ситуации.
2. Анализ продуктов детской деятельности: ученических тетрадей школьников, их творческих работ, рисунков и поделок дошкольников. 6. Оценка качества работы на основе сформулированных требований в виде показателей качества.
3. Анализ психолого-педагогических ситуаций.
4. Анализ реального педагогического процесса: роли и деятельности педагога и детей, характера общения и взаимоотношений педагога и детей, обеспечение педагогом управления деятельностью детей, использования приемов требования и поощрения, оценки деятельности детей.
5. Анализ содержания документов, определяющих воспитательно-образовательные задачи школы; обоснование отбора и конкретизация их для воспитательно-образовательной работы с учетом особенностей класса.
6. Анализ социально-педагогических явлений позитивного и негативного характера (одаренности детей, яркого проявления положительных качеств и, наоборот, дезадаптации к условиям образовательного учреждения, агрессивности, устойчивой неуспеваемости и т.п.); выявление возможных причин возникновения, установление особенностей проявления, обсуждение путей преодоления и предупреждения негативного явления.
7. Взаимосвязь когнитивных, эмоциональных и волевых проявлений личности в процессе деятельности на разных этапах возрастного развития.
8. Внедрение достижений науки в практику организации образовательного процесса как средство повышения его эффективности.
9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании учебного предмета как средство формирования у учащихся системных знаний.
10. Выбор форм, методов и средств для достижения поставленных целей на длительный период времени. Предвидение результатов и возможных затруднений; выбор путей и средств для преодоления затруднений.
11. Дайте интерпретацию результатов тестирования.
12. Дайте рекомендации родителям по коррекции отношений.
13. Дайте характеристику типов неблагополучных семей: «Семья-санаторий», «Семья-крепость», «Семья-третий лишний
14. Зоны лица, формы носа, подбородка, губ, ушей, бровей и их физиогномические характеристики
15. Изучите характер детско-родительских отношений при помощи методик, предложенных в приложении.
16. Использование диагностических методик в работе педагога (ДОУ, школа).
17. Невербальные индикаторы психологического состояния личности и особенности их проявлений (таблица)
18. Нетрадиционные формы работы образовательного учреждения с семьей.
19. Ознакомьтесь с теорией онтологии страхов А. И. Захарова
20. Определите характер детско-родительских отношений, стиль поведения родителей, степень опеки и т.д.
21. Определите характеристики низкого, среднего и высокого уровней социально-эмоционального неблагополучия детей предшкольного уровня.
22. Особенности организации педагогического процесса (на основе анализа вариативных и альтернативных программ).
23. Особенности организации педагогического процесса в разных типах образовательных учреждений.
24. Оформите свое исследование в соответствии с требованиями Приложения.
25. Оценка ситуации и действий ее участников. Выбор личной позиции анализирующим.
26. Оценка личностных особенностей учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
27. Оценка познавательных процессов учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
28. Оценка уровня адаптации детей к школе и учебной деятельности.
29. Педагогическая диагностика в школьных образовательных учреждениях.
30. Перспективное планирование учебно-воспитательной работы (текущей, перспективной) с детьми по разным видам деятельности на длительный период времени.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная:
2. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Львова С.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Львова С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2010.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26551.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная:
1. Гуружапова В.А. Педагогическая психология: Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 493 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс
2.Захарова И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова И.Ю., Моржина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12770.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3.Белопольская Н.Л. Когитоша. Комплект психодиагностических методик для детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет с приложением для исследования детей от 3 лет [Электронный ресурс]: руководство/ 4.Белопольская Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2011.— 16 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15539.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18340.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6.Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечорко Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2014.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28175.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Интернет-ресурсы:
1. www.iprbookshop.ru
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
В процессе изучение активно используется интерактивная доска и видеопроекционное оборудование.
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Для оценки результатов обучения рекомендуется использовать модульно-рейтинговую систему оценивания знаний, умений и навыков студентов по окончанию изучения каждого Модуля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесса. Итоговая оценка (в баллах) складывается из баллов, набранных по каждому Модулю (семестровая оценка) и баллов, набранных, непосредственно на экзамене.
Расчет набранных баллов по дисциплине осуществляется в следующей последовательности:
, где М – количество баллов по модулю; n – количество модулей
, где К - количество баллов на экзамене (зачете);
, где П – поощрительные баллы (от 1 до 5).
Уровень сформированности компетенций и их основные признаки оцениваются по следующим таблицам: