Функции педагога. Профессиональные умения.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Воспитатель обладает знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста ;методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В качестве основных функций воспитателя можно выделить: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую. Образовательнаяфункция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Развивающая функция - дидактические знания и умения одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей. Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен уметь пользоваться различными носителями информации. Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. Рефлексивная функция-связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе. Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом)

Коммуникативная функция. Понимается прежде всего как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с воспитанником. К самим коммуникативным способностям можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Для успешной реализации и развития педагогических способностей и умений педагоги должны обладать совокупностью необходимых личных качеств, к которым относятся:

– высокая культура общения,

– педагогическая рефлексия – потребность анализировать свою деятельность, связанную с воспитанием и обучением

– педагогический такт, предполагает соблюдение правил поведения в обществе, наличие чувства меры, собственного достоинства.

– профессиональная направленность педагогической деятельности – комплекс профессиональных педагогических способностей, навыков и умений, предполагающий наличие широкого круга профессиональных интересов– педагогическая зоркость – способность замечать наиболее существенные тенденции в развитии ребенка и динамику развития всей детской группы.

17. Современная система дошкольного образования в РБ.

Система дошкольного образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию конституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляются возможности в получении качественного дошкольного образования, ориентированного на потребности семьи, в оказании ей психолого-медико-педагогической и социальной поддержки.

Деятельность дошкольных учреждений независимо от формы собственности в Республике Беларусь регулирует «Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования», утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 г. № 66. Согласно данному положению дошкольное учреждение призвано обеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные направления системы дошкольного образования:

– приоритетное развитие образования и воспитания:

– опора на национально-культурные традиции

– гуманизация и демократизация образования;

– многовариативность подходов;

– подготовка специалистов на уровне мировых требований.

В связи со значительным уменьшением контингента детей на селе и невозможностью создания одновозрастных групп расширяется практика создания разновозрастных групп, приближенных к модели семейного воспитания. Принятие Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., реализация мероприятий, предусмотренных программой, дадут существенный толчок к повышению качества дошкольного образования в сельской местности и позволят увеличить охват детей дошкольным образованием.

Сохраняется тенденция повышения образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений.

18.Образовательные стандарты дошкольного образования в РБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ29 декабря 2012 г. N 146ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.Образовательные стандарты дошкольного образования определяюттребования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников. 2. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования. 3. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. В настоящих образовательных стандартах применяются следующие термины с соответствующими определениями. Базовый компонент - обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования и отражает сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей. Воспитание - целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности воспитанников . Воспитанник - лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст - этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования. Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Образовательные стандарты дошкольного образования - технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания. Образовательный процесс - воспитание и обучение, организованные дошкольным учреждением в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования. Развитие - это целенаправленное формирование значимых для самоценности социума знаний, умений и навыков, воспитание положительных черт личности. Система дошкольного образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Компоненты системы дошкольного образования:участники образовательного процесса (воспитанники, их законные представители, педагогические работники);

образовательная программа дошкольного образования;

дошкольные учреждения;

государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования; республиканские органы государственного управления;

иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования - педагогически адаптированная и научно обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое.

19. Учреждения дошкольного образования

К учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного образования, относятся дошкольные учреждения: ясли, ясли-сад, детский сад; дошкольный центр развития ребенка; детский сад-школа. Дошкольное учреждение осуществляет образовательную деятельность на следующих ступенях дошкольного образования: первой раннего возраста (до одного года);второй раннего возраста (от одного года до двух лет);первой младшей (от двух до трех лет);второй младшей (от трех до четырех лет);средней (от четырех до пяти лет);старшей (от пяти до шести лет).

1. Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

2. Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:2.1. ясли;2.2. ясли-сад; 2.3. детский сад; 2.4. санаторный ясли-сад; 2.5. санаторный детский сад;2.6. дошкольный центр развития ребенка.

3. Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

4. Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

5. Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

6. Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

7. Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

8. Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности

Наши рекомендации