Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оп­латы труда1.

7 —8-й разряды (без предъявления требований к стажу работы)

Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и сред­нее профессиональное либо высшее (7-й разряд), профессиональ­ная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.

Специалист должен уметь:

определять уровень готовности детей к обучению в школе;

проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для определения уровня интеллектуального и лич­ностного развития школьников;

проводить и интерпретировать исследование детских коллек­тивов и межличностных отношений детей;

проводить дифференциальную диагностику задержки психиче­ского развития и социально-педагогической запущенности детей;

составлять на диагностической основе рекомендации в помощь родителям и педагогам по индивидуальному подходу к детям;

составлять обоснованное направление для нуждающихся в кон­сультации специалистов-с межников (дефектолога, психоневроло­га, патопсихолога и др.);

работать с компьютерными программами для проведения и обработки данных психологического обследования.

9-й разряд

(стаж работы не менее 2 лет)

Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками;. составлять по результатам психодиагностики полную характе­ристику ученика начального звена;

индивидуально консультировать родителей учащихся и учите­лей начальных классов.

10-й разряд

(стаж работы от 2 до 5 лет)

Умения, предусмотренные 8 —9-м разрядами, а также: составлять комплексные психологические характеристики уча­щихся среднего звена;

проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей;

знать основы компьютерной грамотности(работа с текстовы­ми редакторами).

1 См.: Психолог в образовательном учреждении: Сборник нормативных доку­ментов / Под ред. С. Г.Гайдаржи. — Тюмень, 1999.

11 -й разряд (стаж работы более 5 лет)

Умения, предусмотренные 8 — 10-й разрядами, а также:

составлять программы для развития познавательных процессов младших школьников;

комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М.Люшера;

работать тренером в грулпе общения;

разрабатывать и реализовывать программы психологического наблюдения за детьми.

12-й разряд

(вторая квалификационная категория; стаж работы психологом

не менее 1 года)

Умения, предусмотренные 8 —11-м разрядами, а также:

выделять приоритеты в психологической работе с детьми и подростками, строить модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования;

самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке тех­нологий психологической работы едетьми и подростками;

самостоятельно подбирать методики для индивидуальной ра­боты в соответствии с запросом;

составлять программы по коррекции психических процессов;

проводить социально-психологический тренинг по готовым про­граммам;

участвовать в конкурсе «Психолог года».

13-й разряд (первая квалификационная категория; стаж работы психологом

не менее 2 лет)

Умения, предусмотренные 8 —12-м разрядами, а также: выполнять разнообразные виды психологической работы с раз­личными группами детей и подростков;

постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность;

руководить работой научно-практических семинаров психоло­гов в регионе;

проводить экспертизу профессиональной компетентности ру­ководителей, педагогов, психологов.

14-й разряд (высшая квалификационная категория; стаж работы психологом

не менее 3 лет или наличие ученой степени) Умения, предусмотренные 8—13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследо­вания, опытно-экспериментальной работы в системе образова­ния:

разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, про­граммы психологической работы в образовательном учреждении;

выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных учреждений, детям и подрост­кам, родителям и лицам, их заменяющим;

проводить учебно-методические семинары для педагогов и про­фессионального сообщества;

иметь публикации по проблемам практической психологии об­разования.

Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуще­ствляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу про­фессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.

Вопрос об эффективности профессиональной деятельности психолога недостаточно разработан и носит дискуссионный ха­рактер. В основном исследователи выделяют два общепринятых подхода к определению понятия «эффективность работы» (Е. И. Ко­маров, В.Г.Попов).

Первый подход — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспече­нием этих результатов. Ключевыми приемами применительно к та­кому определению выступают измерение (описание) результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

При этом «ситуации соотношения» бывают самыми разными. Например, затраты сохраняются на одном уровне, а результаты улучшаются и по количественным, и по качественным показате­лям; или затраты сокращены, а результаты остались теми же или даже выросли и т.п. На практике приходится считаться с так на­зываемыми предельно высокими результатами, которые не удает­ся улучшить никакими способами.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (рас­четной) и фактической (реальной).

С учетом упомянутых выше положений эффективность психо­логической работы определяется как максимально возможное удов­летворение потребностей учреждений образования в психологи­ческой поддержке при минимальных затратах. Такой подход ори­ентирует на улучшение организации, управления, технологий, профессионального мастерства психологов в целом, а не увеличе­ние финансирования, штатов или рабочего времени.

При оценке эффективности на основе удовлетворения потреб­ности обслуживаемого клиента используются прямые оценки (уст­ные, письменные); сравнение того, что положено сделать соглас­но нормативам и стандартам, с тем, что фактически выполняет­ся, а также сочетание обоих методов.

Методика оценки эффективности психологической работы

Контуры оценки эффективности Предметы оценки эффективности Виды методик оценки эффективности
Деятельность различ­ных учреждений пси­хологической службы системы образования Формы и методы управления психо­логической службой системы образования Результаты деятель­ности за определен­ный период времени Результаты выпол­нения целевых про­грамм « Методики оценки эффективности форм и методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ
Качество или уровень организации труда работников (персо­нала), обеспечиваю­щих психологическое сопровождение пед-процесса в учрежде­ниях образования Условия труда — физические, социаль­ные, организацион­ные, социально-пси-хологические Ресурсное обеспечение Мотивация персонала Методики оценки условий труда Методики оценки ресурсного обеспече­ния (затрат) Методики оценки мотивационной систе­мы, средств мотивации
Качество (уровень) квалификации персо­нала, обеспечиваю­щего психологиче­скую работу Численность и ква­лификация персонала Программы подго­товки, повышения ква­лификации персонала Методики оценки ква­лификации персонала Методики оценки эффективности подго­товки и повышения квалификации персо­нала
Качество и уровень психологического со­провождения различ­ных субъектов педаго­гического процесса Виды психологиче­ской работы Формы, методы и тех­нологии психологи­ческого сопровождения Результаты психо­логической работы Методики оценки видов психологиче­ской работы Методики оценки эффективности форм, методов и технологий психологического со­провождения Методики оценки ре­зультатов психологи­ческой работы

Эффективность профессиональной деятельности психолога

Критерии эффе кти вности Их диагностические признаки Способы оценки
1. Эффективность работы Соответствие цели достигнутому резуль­тату Активность органи­зованной системы действия Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных дор тиже-ний Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, за­дачи, решаемые проб­лемы, ожидаемые ре­зультаты в сопостав­лении с достигнуты­ми) Анализ систем дейст­вия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым
2. Уровень овладения профессиональной деятельностью Репродуктивный Адаптивный Локально моде­лирующий Системно моде­лирующий Творческий Определение реаль­ного уровня профес­сиональной деятель­ности по описанию
3. Удовлетворенность психолога своей работой Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Самоанализ собст­венных мыслей и пе­реживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настрое­ние, успешность, про­дуктивность, самореа­лизация
4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Анкетирование, ин­тервьюирование кли­ентов
5. Соответствие объ­ективных и субъектив­ных оценок деятель­ности психолога Не соответствуют Частично соответст­вуют Полностью соот­ветствуют Сопоставительный анализ результатов аттестации и собст­венного анализа

При оценке эффективности работы психолога можно исполь­зовать параметрические и непараметрические методы. Парамет­рический метод предполагает сопоставление двух ключевых пара­метров: каким было состояние клиента и каким оно стало. Разни­ца между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметриче­ским методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оцен­ка затрат и др.

Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства — задача самого специалиста. Он сам яв­ляется лучшим экспертом своей профессиональной компетентно­сти и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.

1.1.4. Профессиональная этика практического психолога

Практическая этика — это неотъемлемая часть любой профес­сиональной деятельности, предполагающей воздействие на пси­хику другого человека. Она легализуется в различных формах: юри­дических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п.

Этическим кодексом называется свод моральных правил пове­дения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотноше­ния людей в той или иной сфере их общения [3]. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.

В работу психологической "службы и в управление деятельно­стью практических психологов, входящих в ее структуры, этиче­ский кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь од­нозначное и точное правовое решение, быть расписаны и пред­ставлены в форме юридических норм.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс про­фессионального психолога, можно разделить по сферам деятель­ности, в которой они реализуются. Это — позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, за­трагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апро­бированные методики; отношения, складывающиеся между пси­хологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разгла­шения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.

ПРИМЕРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.

2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспри­страстностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионально­го психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соот­ветствующими властными полномочиями.

5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

6. Для того чтобы быть в силах помрчь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональ­ную ответственность за правильноеиспользование данных ему прав.

7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного разви­тия каждого ребенка.

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения до­стоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно за­щищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.

9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ре­бенка перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психо­диагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничи­вает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психоло­гическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональ­ной этики представляют его личное содействие и непосредственное учас­тие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подоб­ных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользо­вания дипломом или документом, подтверждающим квалификацию про­фессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.

12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав дру­гими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идео­логическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он име­ет необходимое образование и квалификацию.

15. В случае вынужденного применения психодиагностических или пси­хотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших доста­точной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандар­там, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.

16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психо­терапевтические и психокоррекционные методики для использования не­компетентными лицами,

17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиа­гностики и психологического воздействия профессионально не подготов­ленными людьми.

18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учите­лей, родителей или лиц, их заменяющих.

19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присут­ствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-пси­хологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.

20. Данные индивидуального психологического обследования детей под­росткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учеб­но-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких дан­ных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступны­ми способами ее получения и распространения, психолог обязан преду­преждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указы­вать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональ­ную психологическую помощь.

23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, спо­собными нанести ущерб детям.

24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа обра­зования, врача, судьи и т.п., — психолог обязан известить об этом родите­лей ребенка или лиц, их заменяющих.

26. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психо­лог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он бУДет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и дру­гих заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.

28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным пси­хологом рассматривается судом чести ассоциации практических психоло­гов, а при необходимости — более высокой профессиональной организа­цией, включенной в структуру психологической службы системы образова­ния.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает распространяться в массовом масштабе, что обостряет до предела проблемы обоснованности воздействия одного чело­века на другого, установления рамок профессиональной компе­тенции психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практи­ческой этики, является осуществление профессионального долга. Последний требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профес­сия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от рабо­ты с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профес­сиональными средствами» [1].

Выраженная ориентация на ценность другого человека в про­фессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на это­го человека, основанной на чувстве профессионального долга и ответственности за свои действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности чело­века предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В извест­ном смысле психолог создает своими профессиональными дей­ствиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.

Контрольные вопросы

1. Каково главное назначение психологической службы образования?

2. Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической по­мощи в системе образования?

3. Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой про­фессии?

Темы для семинарских занятий

1. Задачи, структура и функции психологической службы.

2. Квалификационные требования, права и обязанности психолога.

3. Этический кодекс психолога.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте профессиограмму психолога в системе образования.

2. На конкретном примере проиллюстрируйте позитивные и негатив­ные последствия для эффективности работы личностных профессионально важных качеств психолога.

3. Сравните структуру неполной психологической службы в России и «гайденс-службы» в США.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 1997.

2. Вестник образования. — М., 1995. — № 7.

3. Немое Р. С. Психология. - М., 1995. — Кн. 2.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.

6. Психологический справочник «Наши коллеги — 98» / Под ред. Т.А.Девятовой. - СПб., 1997.

7. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.

8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.

Глава 2

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как спе­циалист в системе образования. — Модель профессиональной де­ятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.

1.2.1. Требования к личности педагога-психолога

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как пред­ставитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической ре­альностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него свои­ми личностными качествами, передавать свои состояния, вовле­кать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, ока­зывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу раз­личные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздей­ствия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во-первых, в том, чтобы сохранить спо­собность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохра­нить свой психологический статус-кво; во-вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.

Воздействие одной личности на другую — это влияние на созна­ние, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность чело­века в целом. Оно осуществляется с помощью различных психо­логических механизмов: убеждения, внушения, эмоционально­го заражения. Влияние — это процесс и результат изменения од­ним человеком другого, его установок, намерений, представле­ний и других сторон психической реальности в ходе взаимодей­ствия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, ос­нованное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения за­висит от его соответствия законам работы сознания: общим, воз­растным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть по­нятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждаю­щей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.

Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и по­ведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними.

Эмоциональное заражение — воздействие через непосредствен­ную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не сло­весно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средства­ми (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).

Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипати­ей, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой.мы готовы прислушиваться, а советы — выполнять. И наоборот, с "человеком, к которому в про­цессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифи­цироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.

Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятель­ности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь ве­лико значение его личностных параметров. Это влияние возраста­ет, если речь идет о работе с детьми.

Основным фактором, определяющим профессиональную при­годность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об аб­солютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и со­циальной справедливости, чувство собственного достоинства и Уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, Порядочность, готовность понять других и прийти к ним на по-

мощь. Важными личностными характеристикам психолога явля­ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

Профессиональные знания и умения — это объективные ха­рактеристики труда социального педагога, а личностные особен­ности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.

В структуре личности психолога многие исследователи пыта­ются выделить определенные группы осно&ных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоциональ­но-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдер­жанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решитель­ность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, ^адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, само­контролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречи­вость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала так на­зываемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения — харак­терное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способ­ностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой про­фессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о воз­можности человека овладеть данной профессиональной деятель­ностью:

высокий уровень интеллектуального развития;

здравый смысл, беглость и острота мышления;

хорошая саморегуляция, самодисциплина;

большая физическая выносливость, работоспособность;

способность вносить большие личностные вклады в других лю­дей;

способность помогать людям в трудных ситуациях;

чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;

любовь И эмпатия по отношению к детям;

оптимистическое прогнозирование;

креативность — способность к творчеству.

Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окру­жающих людей необходимое впечатление.

  Требования к 1ичности педагога-психолога  
Имидж психолога Профессио­нально важ­ные качества Принципы деятельности Статус по отношению к детям к взросл ым
Человеческая привлека-тельность Личное обая­ние Интеллигент­ность Вид здорово­го и счастли­вого человека Позитивная модальность настроения Интерес к людям и их проблемам Уверенность в себе Оптимизм Активность Индивиду­альный стиль деятельности* Интеллек­туальность Социабель-ность Аффилиация Эмоциональ­ная устойчи­вость и жиз­нерадост­ность Вниматель­ность и на­блюдатель­ность Инициатив­ность и со­циальная активность % Дипломатич­ность Терпимость Педагогиче­ские способ­ности Профессио­нальная эти­ка и компе­тентность Ответствен­ность Общие: Гуманизма Развития Индивиду­ального и дифферен-unpoBaHHqro подхода Систсмодея-тельностного подхода Комплексно­го подхода Специальные: Социального реагирования Благополу­чия клиента Конфиден­циальности Объективно­сти Атташе Адвокат Доброжела­тельный собеседник Фасилитатор Психолог Валеолог Психотера­певт Союзник Помощник Сотрудник Дипломат Педагог Психолог Арбитр Посредник Организатор Консультант Психотера­певт

Имидж профессионала — это избирательное понятие. Это облик, Форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляют­ся сильнодействующие личностно-деловые качества (Е. С. Яхонто-

ва). Имидж также выступает как общественное признание и оце­ночное отношение.

Основными мотивами самопрезентации являются:

стремление к развитию отношений с людьми;

самоутверждение личности;

требования профессиональной деятельности.

Основные мотивационные модели самопрезентации — это само­усиление, самозащита и самоутверждение. Для самоусиления ха­рактерны возвеличивание своей личности, своего «Я», высокий уровень самооценки. Человек охотно приписывает себе социально одобряемые качества, идет на риск для того, чтобы произвести впечатление, рекламирует свой будущий успех, скрывает неуда­чи, пытается выделиться среди других. Для самозащиты характер­ны низкая самооценка, попытка оградить свое «Я» от тяжелого психологического опыта, возможных унижений и неудач. Доми­нируют мотив сознательного самоунижения, попытки скрыть свое подлинное «Я». Самоутверждение и самореализация возможны на основе адекватной самооценки, открытого поведения, проявле­ния не только социально одобряемых, но и уникальных черт личности, позитивного восприятия других людей.

На стиль самопрезентации влияют когнитивные факторы (об­раз «Я», ценности, идеалы), культурные (традиционные поощре­ния или осуждения) и личностные — уникальный набор приемов самопрезентации и социально-психологической адаптации.

Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными ха­рактеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, ин­теллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их про­блемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивиду­альный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и про­фессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие каче­ства этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпа-тия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.

Имидж формируется как сознательно, так ипроизвольно са­мим специалистом и его окружением. Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих ха­рактеристик срабатывает на профессиональное и личностное са­моутверждение педагога-психолога.

Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж — это достояние нрав­ственных людей, не отступающих от морального, корпоративно­го и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности

устанавливают для себя повышенные моральные требования. За­нижение нравственных требований к себе — проявление слабости духа, ущербности личности.

Схема имидж-составляющих

Визуальное восприятие человека Степень физической привлекательности Степень выразительности манер и их при­влекательности Одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности)
И i ггелл ектуал ьнос восприятие человека Впечатляющие личностные характеристики Качества, отражающие профессиональный портрет специалиста
Статусное восприятие человека Оценка стратификационного статуса (поло­жения в обществе) Профессия Должность
Социальный фон, влияющий на вос­приятие конкретного человека Личностные Характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги Стратификационные характеристики окру­жения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы)
Влияние интерьера на восприятие человека Качество, стиль Цветовое оформление Пространственные характеристики

В целом успешность имиджа определяется единством стратегии и тактики личностного и профессионального в поведении специ­алиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Наши рекомендации