Общение со сверстниками

В юности усиливается потребность в дружбе и любви. Юношеская дружбы гораздо устойчивее и глубже подростковой. Юн-я дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность, появляется непреодолимая потребность «излить душу», поделиться самым сокровенным, своими переживаниями с другом. Весьма типична идеализация друзей и самой дружбы. Уровень требований, предъявляемых к дружбе достаточно высок: реальные взаимоотношения начинают казаться недостаточно близкими.

В юности заметно активизируются взаимоотношения между мальчиками и девочками. Уже в ранней юности у молодых людей появляется настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве.

В начале юности главным лицом с которым обсуждаются личные проблемы, обычно бывает друг своего пола, а позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность.

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина — у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых.

Взаимоотношения со взрослыми.

В переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводившихся в России, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми – одна из главных особенностей юношеского возраста. Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и взрослых вообще является в юношеском возрасте одной из важнейших.

Юноши стремятся к автономии. Существуют следующие типы автономии:

- поведенческая автономия – потребность и право юноши самостоятельно решать, как ему быть и что предпринимать в той или иной ситуации;

- эмоциональная автономия – потребность и право иметь собственные привязанности, увлечения.

- моральная и ценностная автономия или нормативная – потребность и право на собственные взгляды, мнение в отношении различных сторон жизни человека.

Процесс перестройки взаимоотношений с родителями сталкивается с множеством трудностей. Родители часто недооценивают происходящие с их детьми перемены, не признают всерьез их переживания. В сфере моральных установок и ценностных ориентаций юноши ревностно отстаивают свое право на автономию.

В юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы, университета. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные и студенческие годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Молодость

Молодость - это период жизни от 21 - 35-40 лет – (ран­няя взрослость).

Основные задачи этого периода: уточнение жизнен­ных планов и начало их осуществления; поиски себя, вы­работка индивидуальности; осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор суп­руга, рождение детей; приобретение профессии. Движущей силой развития в этом возрасте призна­ется внутреннее стремление к росту и самосовершенст­вованию.

В кризисе середины жизни выделяется противо­речие между планами, прорисованными в юности и ре­альной картиной жизни. Есть возможность планирова­ния новых задач, и есть время для их исполнения. Пере­оценка прежних выборов - супруга, карьеры, жизнен­ных целей. Период связан с решением жилищных и ма­териальных проблем, продвижением по служебной ле­стнице, расширением социальных связей. Отрицатель­ные характеристики - ухудшение здоровья, убывание физических сил, привлекательности, угнетающее несо­ответствие между Яреальным и Я идеальным, эмоцио­нальный спад.

Ведущая деятельность в период молодости – профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности.

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выравнивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.

Социальная ситуация развития молодости пред­полагает активное включение в сферу трудовой дея­тельности, создание семьи и воспитание детей.

Центральными возрастными новообразованиямиэтогопериода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Взрослость (зрелость)

Границы взрослости различные ис­следователи определяют неодинаково. Так, Э.Эриксон называет

раннюю (20–45 лет),

среднюю (40/45–60 лет) и

позднюю взрослость (свыше 60 лет).

По Д.Б.Бромлей, цикл взрослости состоит из четырех стадий:

ранней (21–25 лет),

средней (25–40 лет),

поздней взрослости (40–55 лет) и

предпенсионного возраста (55–65 лет).

В периодизации по Ш.Бюлер зрелость находится между 25/30– 45/50 годами. Б.Г.Ананьев придержи­вается периодизации, в которой сред­ний возраст (зрелость) делится на две фазы: 21/22–35 лет и 36–55/60 лет. Такое разнообразие в определении гра­ниц рассматриваемого периода различ­ными исследователями может объяс­няться действием временных, экономи­ческих, социальных и других факторов.

Это самый длительный период жизни для боль­шинства людей. Зрелость - самый значительный период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой по­тенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. Э.Эриксон считает основной про­блемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития.

Центральным новооб­разованием зрелости является продуктивность (в про­фессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения). Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги, депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет. Главные проблемы кризиса среднего возраста: это убывание физических сил, привлекательности, сексуальности, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса:переформулировкацелей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем что есть; на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятель­ности.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.

Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причинами возникновения кризиса идентичности у зрелого человека является динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Специальный раздел возрастной психологии, изу­чающий закономерности развития взрослого человека называет Н.А.Рыбников - акмеологней. (1920 г.) «Ак- ме» - вершина взрослости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида, как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как граждани­на, родителя, супруга, друга. Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Высота «акме» зависит от особенностей жизненного пути, от социальной, экономической, политической, социально-психологической ситуации, в которые попал человек.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семей­ных отношениях.

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы.

Период 40-50 лет знаменуется инволюционными процессами - начинается биологическое старение орга­низма, что является еще одним толчком к переживанию кризиса среднего возраста.

Познавательная деятельность взрослых

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Установка на совершенствование профессиональной квалификации, систематическое образование, обраще­ние к специальной литературе способствуют развитию вербально-логического мышления, а также образного и практического. Новая возможная стадия развития ин­теллекта - способность самому ставить проблемы.

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

- умение брать на себя ответственность;

- способность к эмоциональной и интеллекту­альной поддержке других;

- реализм и трезвость в оценках;

- стабилизация системы социальных ролей;

- уверенность в себе и целеустремленность;

- склонность к философским обобщениям;

- стремление к власти и организаторские способности;

- формирование индивидуального жизненного стиля;

- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению.

Психологическое время в зрелости Психологический возраст - связан с понятием психологического времени и определяется тем, как человек сам оценивает свой возраст, определенный уровень развития психики, в который включается умственный возраст, социальная и эмоциональная зрелость. Биологический возраст показывает, в каком состоянии ваш организм. Психологический - определяет, кем и как вы себя ощущаете на данный момент. Но лишь у каждого четвертого человека психологический возраст соответствует количеству прожитых лет.

В зрелости психологическое время зависит:

- от индивидуальных особенностей,

- от направленности личности

- от специфики и реализации жизненных целей.

Возможны три варианта соотношения психологи­ческого возраста с хронологическим:

1). адекватность 2). отставание 3). опережение.

Опережение психологического возраста от хроно­логического означает преждевременное старение. Мо­жет быть связано с тяжелой болезнью, катастрофой, не­счастьем, утратой близких.

Отставание психологического возраста от хроно­логического ведет в сторону психологической молодо­сти. Может быть в результате творческих достижений, любовных переживаний, вследствие подъема по карьер­ной лестнице. Как отрицательное развитие - может при­вести к реализации инфантильных установок личности, которые приобретают функции защитных механизмов, (невротик живет с мрачными мыслями о старении и по­этому чаще смотрит назад, так как вперед смотреть не­выносимо).

Линии онтогенеза зависят от направленности личности. При гедонистической направленности человек вступает в зрелость только хронологически, фактически не достигая зрелости (Обломов). Уходят из жизни не доживая до хронологической старости т.к. гедонистическая направленность ведет к ранней алкоголизации, наркомании и деградации.

При эгоистической направленности и профессия и семейные отношения определяются эгоистическим мотивом. Человек достигает профессиональной компетентности, в семье ждет наследника, продолжателя дел.

При духовно-нравственной направленности важны профессиональная деятельность, семейные отношения, могут быть увлечения, творчество, любовь к миру, к делу, семье.

Наши рекомендации